Церковное шитье – искусство с древними традициями

  • 2013-05-13



    Драгоценная нить церковного шитья ведет в древнейшие времена. Этот вид искусства был воспринят православными государствами от Византии, и получил широчайшую известность. Много столетий тому назад это искусство пришло и на русскую землю, о чем свидетельствуют старинные предметы культа, украшенные лицевым церковным шитьем еще в домонгольское время. В сказаниях о святых женах Древнерусского государства церковное шитье и вышивка нередко упоминалась в числе важных женских добродетелей.

     

    Византийские ткани, шитые золотом, еще в дохристианское время были известны на территории Руси. Старинные книги и летописи сохранили сведенья о богатых, расшитых золотом одеждах, церковных завесах, пеленах, воздухах, саккосах и других одеяниях представителей духовенства, привозившихся из Царьграда.

     

    Золотым шитьем было принято украшать праздничные одежды, ратный и конский убор, обувь, а также ткани, использовавшиеся для декорирования светских и культовых интерьеров. С десятого столетия, после принятия на Руси христианства, широко распространенным стало лицевое или сюжетное шитье. Русские князья в это время начали активно заниматься строительством храмов, в которых появлялись восхитительные росписи, старинные иконы, книги и все необходимые предметы культа, в том числе вышивки и ткани.

     

    Мастерицы шестнадцатого столетия стремившиеся достигнуть особого богатства и пышности, в большом количестве использовали жемчуг, золотые нити, а также разные драгоценные камни. «Низанье» и шитье жемчугом на Руси получили повсеместное распространение. Мастера использовали не только привозной, но и свой жемчуг, добывавшийся в большом количестве в северных реках.

     

    «Строгановская» и «годуновская» школы, в конце шестнадцатого и начале семнадцатого столетия, влиявшие на развитие разных направлений живописи, сумели прославиться и в искусстве шитья. Предметы старины, созданные мастерами «годуновской» школы, отличались роскошью и богатством шитья с использованием большого количества драгоценных камней и жемчуга. Их предметы культа характеризовались витиеватой сложностью узоров. Для изделий «строгановской» школы использование жемчуга было нехарактерным. Мастерицы этой школы намного чаще подбирали тональные сочетания разноцветного шелка и простой шов.

     

    Роскошные вышивки семнадцатого столетия, сплошь покрывавшие целые одежды, обильно украшавшиеся жемчугом, демонстрировали мастерство русских женщин, порой доходившее до виртуозности. Эти предметы старины обладали своеобразной красотой. При многих монастырях и боярских домах работали женские мастерские, создававшие одежды всевозможной отделки. Там выполнялось шитье серебром, золотой нитью и шелками, запонами и блестками, низанье камнями и жемчугом, плетенье серебряного и золотного кружева.

     

    Церковная вышивка с древних времен была уделом инокинь, следовавших в своих творческих методах путем иконописцев, вторя их композициям и сюжетам, при помощи иглы и нити закрепляя Откровения, данные святым отцам, утверждая как традицию их прозрения. Предметы лицевого шитья, такие как хоругви, плащаницы, покровцы, пелены и покровы, подобно иконе, стали важной частью православного богослужения.