Открытки 50-х годов – свидетели послевоенного времени
-
2013-05-10
В старинных открытках 50-х годов нашла воплощение эпоха послевоенного времени. В этот период советское общество было исполнено радужных устремлений и надежд. Одной из основных особенностей искусства советского периода была его атеистическая направленность. Искусство было освобождено от мифов, а живописцы стали искать вдохновение в реальной жизни. На старинных открытках в большинстве случаев стали появляться репродукции бытовой живописи и повседневные сцены советской жизни.
Выпуск старинных открыток с репродукциями произведений советских художников был налажен для проведения пропаганды реалистической направленности в живописи. Такой антиквариат в свое время объявил войну мифам. С советских открыток пропали сюжеты, опиравшиеся на Библию и религиозные традиции. Между искусством и жизнью был поставлен своеобразный знак равенства.
Однако классические мотивы не исчезли полностью с открытки: они «перерабатывались» художниками и частично переносились на советскую почву. В старинной открытке пятидесятых годов по-прежнему прослеживались скрытые «цитаты» из Священного Писания. Причем такие «цитаты» появлялись на картинках открыток даже без преднамеренного желания мастера.
Несмотря на столь редкие появления библейских образов и символов, советские люди настолько привыкли к жизнеподобным картинам, что находились в полном недоумении, получив открытку с абстрактным сюжетом. Скрытых художниками религиозных сюжетов жители Советского Союза просто не замечали, ведь в тысячах открыток появлялись композиции из реальной жизни, выглядевшие как фотографии, раскрашенные вручную. Не меньшее удивление у советского человека вызывали и старинные открытки, присылавшиеся с Запада, на которых редко встречались бытовые сцены, и было слишком мало известного каждому «безбрежного реализма».
Такую ситуацию немного изменил важный юбилей– столетие Ленина. Специалисты по искусству поняли, что сотни произведений о Ленине, Гражданской войне и революции не только не добавляли славы большевикам и компартии, но и вызывали раздражение простого народа. Тогда живописцам и создателям открыток было позволено искать «новые формы».
Старинные открытки 50-х годов были настоящими свидетелями истории. В этих произведениях советское искусство уникальным образом переплеталось с мифологией и стремлением мастеров продемонстрировать идеализированную жизнь. Сами создатели иллюстраций для открыток никогда преднамеренно не старались создавать мифологические композиции, ведь это могло привести к потере мастером права принимать участие в солидных выставках.
Лишь открытки сохранили память о таланте художников середины прошлого столетия. Сами иллюстраторы редко говорили о своем творчестве или о вкусах, ведь в их эпоху было принято вести беседу на две главные темы: «партии» и «жизни». Только в старинных открытках внимательный зритель сможет рассмотреть истинный внутренний мир известных художников пятидесятых годов.