Старинные изделия Фаберже: подделки и подлинники

  • 2013-05-09



    Антиквариат, созданный легендарной фирмой Фаберже, всегда кажется чем-то необыкновенным, особенным и овеянным ореолом необычных историй. О «парадных» произведениях и знаменитых пасхальных яйцах этой фирмы, выполненных по заказу членов императорских фамилий, написано огромное количество книг и статей. Кроме того, в России компания, основанная Фаберже, выпустила более полутора тысяч так называемых «домашних» изделий. Это было великолепное посудное серебро: старинные самовары, столовые приборы, антикварные чайные сервизы, конфетницы и другие предметы.

     

    Также в мастерской выпускались рамки для фотографий, антикварные табакерки, ручки, портсигары, флаконы для духов, парфюмерные наборы, ножи для бумаги. Все эти изящные вещи были в особой моде: их дарили близким, использовали для украшения письменных столов и туалетных столиков женских будуаров. Старинные изделия Фаберже всегда считались высочайшим достижением ювелирного искусства.

     

    Карлу Фаберже удалось собрать лучших модельеров и художников. За годы работы фирмы было создано огромное количество подделок изделий Фаберже. Как правило, отличить подлинники от качественных подделок достаточно непросто. Коллекционеры, решившие купить антиквариат такого высокого уровня, обязательно должны обращаться к экспертам или опытным коллекционерам, через чьи руки прошло немало ювелирных изделий Фаберже.

     

    Все предметы, выпущенные этой легендарной фирмой, обязательно имели клеймо. Клеймо могло отсутствовать только на мелких предметах старины, не имевших достаточно места, а также на украшениях из платины, цветочных композициях, фигурках животных и некоторых изделиях из камня. Порой, подтверждением подлинности предметов без клейма может служить наличие специального футляра фирмы, известного среди коллекционеров как «гнездо». Как правило, именно неклейменые изделия фирмы Фаберже чаще всего являются подделками.

     

    Мастера Фаберже никогда не экономили на количестве и качестве серебра: они применяли сплавы, изготовленные почти из чистого серебра. Именно по этой причине все подлинники отличаются достаточно большим весом. Старинные фигурки птиц и животных с серебряными и золотыми клювами и лапами фирмы Фаберже нередко содержали клейма именно на этих мелких деталях.

     

    Цветочные композиции были слишком хрупкими, поэтому при установке клейма они могли сломаться. Такие предметы старины нередко копировались, но, в отличие от подлинников, они содержали полный набор клейм. Некоторые каменные фигурки с изображением людей помечались на подошве надписью «Фаберже» или «Faberge», а в некоторых случаях содержали дату. Подобные изделия в серебряной оправе обязательно были клеймены.

     

    Изделия фирмы чаще всего изготавливались в единичных экземплярах. Если в мастерской и создавались повторы предметов, то они выполнялись совершенно в другой гамме цветов. Поэтому продажа экземпляров, в точности копирующих дорогостоящие оригиналы, должна насторожить покупателей. Еще одним признаком фальшивого изделия может быть злоупотребление традиционной символикой царской семьи и изображением лавровых венков.

     

    Отличить предметы Фаберже, изготовленные в стиле «клуазоне», можно после тщательного изучения клейма. В шестидесятых годах прошлого столетия на антикварном рынке приобретались вещи с перегородчатой эмалью, подлинные клейма на которых затирались и заменялись клеймами Фаберже.