Бронзовая камерная скульптура России XIX
-
2013-05-06
Интерес к серебряной, бронзовой и фарфоровой пластике, использовавшейся для украшения гостиных, кабинетов и столовых во второй половине девятнадцатого и начала прошлого столетия, не ослабевает до наших дней. Этот период был временем развития реалистического направления в русском прикладном искусстве. Середина девятнадцатого столетия ознаменовалась началом нового этапа в истории скульптуры. В это время происходила борьба реалистического начала с так называемым псевдоисторическим стилем в декоративно-прикладном искусстве, что сыграло важную роль в развитии камерной скульптуры.
В то же время на территории России стал проявляться особый интерес к народной тематике. В качестве моделей для бронзовых и серебряных изделий служили маслобойки, сани, глиняные деревенские горшки, накрытые полотенцами или тряпками. Все это чеканилось или отливалось из бронзы и серебра. Старинные скульптуры из бронзы соответствовали веяниям нового реалистичного направления, созвучного с передовыми тенденциями в живописи и литературе.
Такой антиквариат пользовался особой популярностью не только среди столичных жителей, но и среди населения губернских городов, что привело к необходимости развития бронзолитейного производства. Основными центрами создания бронзовой скульптуры стала Москва и Петербург. Среди известнейших производителей бронзовой скульптуры Петербурга стоит выделить талантливых бронзовщиков Шопена, Штане, Верфеля, Берто, Морана и других владельцев бронзолитейных предприятий. На территории Москвы подобных мануфактур было намного меньше. Одним из известнейших московских фабрикантов, работавших в этой сфере, был Вишневский, предприятие которого проработало до начала двадцатого столетия.
Во второй половине девятнадцатого столетия стремительно начал расти интерес к разнообразным историческим сюжетам. Вероятно, начало данному жанру положила целая серия медальонов, выпущенная Ф. Толстым. Его изделия, выполненные изначально в бронзе, а затем – в бисквите, очень быстро разошлись по всей России. В то же время многие скульпторы начали увлекаться воспроизведением петербургских и московских памятников в бронзе. В середине столетия была создана серия крупных бюстов московских князей и монархов, однако такие образы особым успехом не пользовались.
Одновременно с этой продукцией петербургские бронзовщики выпускали старинные осветительные приборы, гостиные и каминные гарнитуры, соответствовавшие разнообразным стилям. Особым этапом в истории русской скульптуры стало появление камерных произведений. На период с шестидесятых по восьмидесятые годы пришелся расцвет мелкой пластики. Такое направление в искусстве возглавили молодые мастера Лансере, Обер, Либерих и Грачев. Реалистически трактуя сюжеты и обращаясь к народной тематике, эти скульпторы создавали восхитительные произведения, получившие популярность в России и за границей.