Гжель – три столетия народного искусства

  • 2013-05-03



    Гжель – особое явление в художественной и культурной жизни России, ставшее своеобразным феноменом. Это один из немногих промыслов, старинные и современные изделия которого в равной степени считаются ценными предметами коллекционирования. Искусство гжели в семидесятых годах прошлого столетия стало объектом особого внимания и высокого спроса. Отчасти успех этого антиквариата был обусловлен развивавшимся в обществе общественным интересом к народному искусству.

     

    Гжель является собирательным образом: хотя на карте России этим под этим названием существует конкретная деревня, в действительности данный художественный регион состоит из тридцати деревень. Археологические находки свидетельствуют, что искусство создания керамических изделий в Гжели начало развиваться еще с древних времен.

     

    Старинные изделия из фарфора, украшенные самобытными росписями, оказались вне конкуренции, поэтому смогли на многие десятилетия стать частью арт-рынка с постоянной рекламой и сформировавшимся кругом коллекционеров. Хотя в годы советской власти была осуществлена попытка поставить гжельские фарфоровые изделия на массовое производство, покупатели намного чаще интересовались малотиражными изделиями, отличавшимися непревзойденной образностью.

     

    Из-за популярности фарфоровых изделий, созданных гжельскими мастерами, такие предметы старины неоднократно подделывались в разных регионах России. На арт-рынке особое развитие получила целая индустрия подделок. В то же время среди коллекционеров стали появляться собиратели, специализировавшиеся на изделиях Азаровой, Денисова, Неплюева и других последователей гжельских традиций. В начале девяностых годов прошлого столетия были созданы непревзойденные частные собрания гжельской майолики, но вот музеи таким антиквариатом интересовались намного реже. Большое количество гжельских изделий пополнили зарубежные собрания.

     

    История гжельского искусства началась с майолики – первого керамического материала, в котором местные мастера сумели достичь особых художественных вершин. Более современные частные коллекции чаще всего содержат великолепный гжельский фарфор. Некоторые собиратели попросту занимаются приобретением понравившихся им предметов, созданных гжельскими мастерами, но существуют и коллекционеры, с особым вниманием занимающиеся изучением особенностей промысла, систематизацией коллекционных предметов.

     

    Не меньшей популярностью пользуется гжельский «фарфоровый лубок». Подобные произведения создавались на заводах Козлова, Гулина и Новых. Как правило, эти предприятия изготавливали старинные тарелки с цветочными росписями, портретами модниц и с традиционным золотым орнаментом по центру. Наиболее загадочным предметом старины, практически не описанным в исследованиях, является гжельский изразец.

     

    Гжель заслужено считается родиной русской керамики, по своей значимости в истории художественной культуре сопоставимой с мировыми керамическими центрами. Искусство гжельских мастеров занимает особое место в русском декоративном и народном искусстве. Хотя в конце девятнадцатого века гжельские промыслы утратили свою былую популярность, в прошлом столетии им удалось поддержать свой особый статус и отстоять звание символа отечественной керамики.