Потир – ценный предмет евхаристической утвари

  • 2013-04-29



    С давних времен в церковной традиции используются священные сосуды разного вида и назначения. При проведении таинства Святого Причащения обязательным предметом культа уже не одно столетие является старинный потир, представляющий собой большую чашу на ножке. Подобные сосуды использовались церковнослужителями для смешения воды с вином, претворяющихся чудесным образом в кровь Спасителя.

     

    Прообразом старинного потира служила деревянная чаша без ножки, которая, вероятно, использовалась Иисусом Христом во время его Тайной вечери с учениками. Ранней формой потира также был кратир – чаша конической формы с ручками по бокам, произошедшая от античных изделий. На мозаиках и рельефах, созданных в период с десятого по двенадцатое столетие, чаши чаще всего изображались установленными на специальные постаменты.

     

    С десятого столетия на территории Византии нередко использовался потир на ножке, так как подобная старинная посуда отличалась большей торжественностью. Такой антиквариат в Византии мог иметь разнообразные формы. Драгоценные потиры нередко изготавливались из сардоникса и яшмы и оправлялись золотом и серебром с эмалевыми вставками.

     

    Подобные евхаристические предметы культа в период с девятого по двенадцатое столетие изготавливались преимущественно из горного хрусталя. Наиболее ценные образцы хрустальных потиров хранятся в сокровищнице, созданной в базилике Святого Марка на территории Венеции. Одни и те же потиры нередко использовались для пиров, придворных церемоний и в качестве церковной утвари.

     

    Преподобный Сергий Радонежский на Руси во время церковной службы использовал обычный деревянный потир, соответствовавший традициям раннего христианства и подобающий образу Христа. Под влиянием византийской традиции в период с шестнадцатого по восемнадцатое столетие древнерусские потиры начали изготавливать из серебра и золота. Такие предметы культа русские мастера богато украшали драгоценными камнями, эмалями и чернью. Традиционно в это время на яблоке стояна изображались Херувимы.

     

    Образы Херувимов, наряду с сиянием драгоценных камней на потире, стали символом «чаши спасения». Нередко украшением потиров и кратиров служило изображение виноградной лозы, а также медальонов с образами Богоматери, Христа и Иоанна Крестителя. Порой, к таким изображениям добавлялись образы Михаила и Гавриила. На противоположной стороне чаши содержался рисунок Голгофы или креста. Старинные потиры четырнадцатого-шестнадцатого столетий традиционно отличались изображением вписанного в круг равноконечного процветшего креста.

     

    В современной церковной традиции чаще всего используются общие потиры весьма внушительных размеров и объемов. Подобные евхаристические чаши характерно принимают участие в приходском богослужении, особенно проходящем во время больших праздников.