Старинный мотоцикл: история двухколесного экипажа

  • 2013-04-23



    Особой страстью многих любителей старины является коллекционирование разнообразных средств передвижения. Наиболее интересные коллекции мирового уровня составлены из старинных мотоциклов, история которых началась в 1885 году в Германии. В этот год немецкий изобретатель Готлиб Даймлер создал первый двухколесный экипаж, предназначенный для испытания двигателя внутреннего сгорания. Именно тогда была основана концепция мотоцикла, не изменившаяся до наших дней: место водителя располагалось над двигателем, ведущим было заднее колесо, а управление передним колесом осуществлялось посредством прямого руля.

     

    Первый мотоцикл имел бензиновый карбюраторыный двигатель Майбаха и Даймлера, установленный на деревянную раму, оснащенную деревянными колесами. На протяжении долгого времени мотоциклы рассматривались как наиболее доступное средство передвижения из за своей дешевизны и простоты конструкции.

     

    Настоящей «золотой эрой» в истории мотоцикла называют период экономического кризиса, охватившего в 1929 году все капиталистические страны. В сложной экономической ситуации мотоцикл оказался транспортным средством, доступным по цене практически каждому рабочему, имевшему приличный заработок. Так, на территории Великобритании к 1929-му году было выпущено более семисот тысяч старинных мотоциклов.

     

    В 1918 году уже сложилось три класса мотоциклов, различавшихся по техническим характеристика. В продажу поступали тяжелые и легкие мотоциклы. Такой антиквариат в большом количестве производился английскими компаниями. В 1919 году во многих странах прошли первые мотоциклетные выставки, на которых свою продукцию демонстрировало более сотни разных фирм.

     

    В первые послевоенные годы начался настоящий «мотороллерный бум». Небольшие мотоциклы, преимущественно оснащенные колесами маленького диаметра, в одночасье стали невероятно популярными. Ситуация коренным образом изменилась только во второй половине прошлого столетия, когда на дорогах многих стран Европы и городов США появились сравнительно недорогие автомобили. Интерес к старинным мотоциклам стал стремительно падать.

     

    Лишь под конец прошлого столетия мотоциклы снова стали популярными, однако намного чаще начали использоваться как средство для развлечений, занятия спортом и создания определенного имиджа. На территории Советского Союза производство мотоциклов приобрело массовый характер в пятидесятых годах. Многие потребители были вынуждены покупать мотоциклы, так как они были единственной заменой автомобилей.

     

    Со временем достаточно простые двигатели стали вытесняться многоцилиндровыми четырехтактными экземплярами. Хотя конструкция старинных мотоциклов становилась более сложной, весовые характеристики такого транспортного средства постепенно улучшались благодаря широкому применению пластмассы и материалов, ранее использовавшихся в авиакосмической сфере. Мотоциклы все чаще оснащались рамой из алюминиевых сплавов, имевшей сложную пространственную форму. Ежегодно сотни мотоциклетных форм по всему миру по несколько раз в год обновляли свой модельный ряд.

     

    Некоторые старинные мотоциклы отличаются уникальной конструкцией и высокой ценой. В большинстве случаев наиболее ценными коллекционными экземплярами становятся мотоциклы, выпущенные в прошлые десятилетия в ограниченном тираже и сохранившиеся в идеальном состоянии.