Ампирные ювелирные украшения

  • 2013-04-22



    Стиль ампир вошел в историю культуры и искусства как завершающая фаза эволюции классицизма в декоративном и прикладном искусстве начала девятнадцатого столетия. Главным источником вдохновения мастеров этого направления было искусство императорского Рима, Древней Греции и Египта.

     

    Став правителем Франции в 1804 году, Наполеон начал активно реализовывать свои амбиции в сфере искусства. Он связал культуру страны с искусством древних империй. Хотя введенный Наполеоном стиль ампир существовал сравнительно короткое время, он оказался великолепным завершением классических традиций, заложенных в восемнадцатом столетии.

     

    Ампир стал олицетворением мощи империи, поэтому наиболее ярко проявился на территории Франции и России. Ювелирное искусство последней четверти восемнадцатого столетия было представлено в России регламентированным, рациональным и строгим стилем классицизма, основанным на образцах античности, столь любимых Екатериной Великой. В 1782 году императрица издала указ, согласно которому придворный туалет должен был существенно упроститься. Такое нововведение значительным образом повлияло на старинные украшения и их стилистику.

     

    Основными источниками стиля ампир в ювелирном искусстве стало наследие государств времен империи. Ампирным украшениям была присуща непревзойденная воинственная семиотичность, символы и атрибутика. Платья и костюмы тех времен были наиболее подходящим фоном для разнообразных цветных камней. Антиквариат этого периода не выглядел избыточным: все украшения были сдержано холодноватыми. Среди главных элементов, использовавшихся ювелирами, были ленты, содержавшие древнегреческие орнаменты и гирлянды лавровых листьев.

     

    Комплекты старинных ампирных украшений традиционно состояли из висячих серег, ожерелья, нескольких браслетов, пряжек для пояса, а также четырех разных украшений для волос: бандо, гребня, диадемы и тиары. Старинные украшения преимущественно были бриллиантовыми. Даже цветные камни нередко обрамлялись мелкими бриллиантовыми вставками. Основой для создания украшений служило золото и серебро, причем цветные камни обычно сажались в золото.

     

    Художественные формы, линии, эффекты и графика ампира отлично сочетались в ювелирных украшениях. В конце восемнадцатого столетия появилась мода на диадемы, украшенные цветными камнями так, чтобы по первым буквам их названий можно было прочесть имя или определенное слово. Такие старинные предметы были настолько пестрыми, что их художественная выразительность отходила на второй план. В начале века особенно популярными стали резные камеи. И русские, и французы проявляли особый интерес к мелкой пластике в камне. Некоторые знатные персоны создавали целые коллекции подобных украшений. Для правителей камеи служили символом связи с древними империями. Во многих современных собраниях украшений можно встретить старинные камеи, изготовленные лучшими мастерами России и других стран.