Русские иконописные традиции XII – XV столетия
-
2013-04-16
Иконописные традиции на территории России имеют очень долгую историю. Первые старинные иконы были привезены в Древнерусское государство из Византии сразу же после принятия христианства. Со временем во многих крупных городах начали появляться иконописцы. В период с двенадцатого по пятнадцатое столетие иконопись особенно быстро начала развиваться на территории Новгорода, где в это время возводилось большое количество великолепных богатых храмов, многие из которых имели собственных мастеров.
С появлением русских художников, занимавшихся иконописью, стали образовываться разные течения. Старинные иконы, хранящиеся по сегодняшний день в разных коллекциях, отличались между собой изображением святых и священных событий, а также манерой письма. Постепенно главным центром иконописи становилась Москва, где художники вошли в промежуточное сословие между духовенством и мирянами. Иконописцы разделялись на учеников и мастеров, которым запрещалось писать нерелигиозные произведения.
Техника иконописи требовала особого усердия и умения. Обычно в качестве основы для старинных икон служила сухая липовая доска, скрепленная дубовыми пластинками. Средина такой доски выскребалась до образования рамки. Доска сначала золотилась, а затем расписывалась красками или «вапами». Для позолоты икон использовались тонкие листы накладного золота. Такой антиквариат редко выполнялся одним мастером: существовали специалисты, занимавшиеся графованием и написанием икон. Кроме того, при мастерских работали доличники, писавшие всю фигуру святого до лица; художники, создававшие только лицо, а также травщики, выполнявшие пейзажи.
С ходом времени на территории страны сложились традиции изображения святых. Иконописная традиция определяла даже самые мелкие подробности: цвета и рисунок пейзажа, домов и деревьев. Старинные иконы практически никогда не отображали индивидуальных черт художника. Сами иконописцы не считали необходимым подписывать свои произведения, ведь эти предметы старины создавались при участии большого количества людей.
Древние иконы не отличались реализмом; рисунки были неточными и грубыми, однако наполненными духовной красотой. Среди известнейших иконописцев пятнадцатого столетия сохранилось имя Андрея Рублева, обучавшегося у византийских мастеров. Этот мастер обладал непревзойденным художественным талантом, умел отображать естественные лица и позы, при этом, не отступая от установленных традиций.
Старинные иконы Рублева, пользовались огромным почитанием не только у современников мастера, но и у следующих поколений. Согласно легенде, все его иконы обладали чудотворными возможностями. В последующие века русская икона соответствовала строгим византийским традициям: мастера следовали правильности рисунка, создавая своеобразную красоту ликов, имевших мягкий овал лица, орлиный нос и длинные глаза.