Антиминс – старинный предмет для проведения полной Литургии

  • 2013-04-15



    Каждый предмет, использующийся в Литургии, является священным и обязательным для проведения определенных церковных служений. Один из таких предметов культа – это антиминс, представлявший собой плат с частицей святых мощей одного из святых, а также с надписанием епископа. В давние времена термин «антиминс» использовался для обозначения переносного столика, предназначенного для совершения таинства Евхаристии вне стен храма.

     

    Впервые сведенья об антиминсе упоминаются в житии Маркиана Сиракузского. В этой старинной книге антиминсом был назван переносной престол, на котором преподобный провел Литургию. Этот предмет культа также нередко описывался в богослужебных книгах константинопольского храма Св. Софии, где термин «антиминс» использовался для обозначения переносных столиков, устанавливавшихся внутри храма. При проведении причащения Святых Таин императоры использовали царский антиминс – богато украшенный покровами стол, располагавшийся на специальном возвышении возле преграды алтаря, напротив его правой стороны.

     

    Этот предмет старины применялся также при венчании императора на царство: на столик-антиминс возлагались регалии. Специальные священные доски, использовавшиеся вместо престола, были широко распространенными также в богослужебной практике нехалкидонитов. По всей вероятности, их появление было связано с проведением нехалкидонитами служб в тайных местах из-за гонений императорской власти.

     

    Первое упоминание о плате, заменявшем престол, в византийских текстах появилось в 809 году. Использование антиминса было обязательным, так как священнослужители не могли проводить Литургию на престолах, оскверненных иконоборцами. Такие предметы культа в эпоху иконоборческих гонений получили особое распространение в Византии. В те времена антиминсы представляли собой тканое плато или дощечки, содержавшие иконографические изображения. Со временем в Православной практике антиминсы начали изготавливаться исключительно из ткани, в которую вкладывались святые мощи.

     

    Обязательность антиминса при проведении Литургии объясняется тем, что каждый такой священный предмет был подписан епархиальным архиереем и являлся епископским «разрешением» священнодействовать на конкретном престоле. При этом на престолах, освященных полным архиерейским чином, разрешалось служить на антиминсе, не имевшем святых мощей, а вот предметы культа с мощами необходимо было использовать вне храмов или на престолах, из которых святые мощи были изъяты по каким-то причинам.

     

    В русской православной традиции все антиминсы обязательно должны были содержать мощи святых. Здесь до семнадцатого столетия антиминсы, постоянно находившиеся в храме, прибивались к престолу гвоздями или пришивались к нижней одежды святой трапезы. Со временем в русской церкви по примеру греческих церквей антиминс начал помещаться в илитон. С тех времен этот предмет культа было принято разворачивать и сворачивать за каждой литургией.

     

    Традиционно антиминсы имели четырехугольную форму и шились из льняной или шелковой материи. В древние времена на антиминсе изображался только крест, а более современные экземпляры содержали изображение процесса положения Иисуса во гроб после снятия с Креста. По углам мастера изображали четырех евангелистов.