Советский политический плакат Второй Мировой войны
-
2013-04-12
Плакатная графика является одним из наиболее массовых разновидностей изобразительного искусства. В истории ее развития особую страницу занимает советский политический плакат. Этот антиквариат некогда выполнял функции наглядной агитации и пропаганды. Традиция советского плаката, начавшаяся с легендарных «Окон РОСТА», в период Второй Мировой достигла высочайшего художественного уровня и пика политической остроты. В этот период на смену упрощенным символическим плакатам пришли эмоциональные, реалистические экземпляры, рисовавшие живой, доходчивый образ человека, отличавшегося яркой психологической характеристикой.
Старинные плакаты, созданные во время войны, отзывались на главные события эпохи. Они призывали к защите Родины и наглядно убеждали людей в справедливом ведении освободительной борьбы. Самыми крупными центрами, занимавшимися массовым изданием плакатов в военный период были Ленинградское и Московское отделение издательства «ИСКУССТВО». Также плакаты печатались в крупных городах Дальнего Востока, Сибири, Средней Азии, Поволжья и Закавказья. Такие предметы старины издавались газетными редакциями и политорганами ВМФ и РККА.
В жанре плакатного искусства работали многие талантливые художники: Мальков, Ватолина, Айвазян, Зелихман, Бубнов, Кокорин, Кукрыниксы, Савицкий, Щербаков, Денисов, Теремных и другие мастера. На постоянной основе созданием плакатов занимались художники, входившие в состав группы студии им. Грекова, часто черпавшие новые сюжет во время фронтовых командировок. Текстовое сопровождение плакатов предоставляли издательствам известные представители советского литературного искусства. Нередко старинные плакаты содержали стихи Маяковского.
Удачные плакаты, порой, изготавливались не только благодаря деятельности писателя и художника, но и редактора. В издательстве «ИСКУССТВО» такая продукция редактировалась Астаповым, Иоффе, Поволоцкой, Алянским, Ериновой. Одними из известнейших плакатов Второй Мировой были «Окна ТАСС», продолжавшие богатые традиции, заложенные окнами «РОСТА» в период Гражданской войны. Плакаты, входившие в эту серию, включали в себя несколько взаимосвязанных рисунков, имевших соответствующие тексты. Такой антиквариат тиражировался вручную посредством трафарета, а самые удачные экземпляры впоследствии переиздавались печатным способом.
Художники, занимавшиеся созданием плакатов, оперативно откликнулись на военные действия первых дней войны. Всего лишь за неделю в массовом тираже было издано пять плакатных листов, а в это время в издательствах готовилось еще более пятидесяти эскизов. Одним из первых был выпущен плакат Кукрыниксов под названием «Беспощадно уничтожим и разгромим врага!». Со временем этот первый плакат Второй Мировой был переиздан в Англии, Китае, Мексике, Америке и других странах. Каждый военный плакат отличался тщательным подбором деталей и цветов, наличием остроумных деталей и динамичным движением.
Среди первой плакатной продукции тех времен наиболее известным стал плакат «Родина-Мать зовет!», созданный Тоидзе. Он был выпущен в миллионных тиражах на разных языках народов Советского Союза. Нередко сюжетами для плакатов служили важные эпизоды создания народного ополчения и мобилизации.