Фарфоровые скульптуры-шаржи

  • 2013-04-10



    В истории русской фарфоровой скульптуры среди разнообразных сюжетов особое место занимают фигуры, выполненные в шаржевом, карикатурном и даже гротескном жанре. Подобные старинные скульптуры создавались по гравюрам и рисункам известных художников. Расцвет такой оригинальной пластики пришелся на тридцатые-пятидесятые годы девятнадцатого столетия.

     

    Первые скульптуры с шаржами начали создавать английские мастера. Как правило, это были старинные кружки «Тобби» с изображением английских джентльменов. В России «Тобби» очень скоро трансформировались в «турок», а спустя некоторое время они приобрели облик русских, вовсе не джентльменского вида мужиков и даже женщин. Такой антиквариат был известен под названием «опивалы» или «объедалы».

     

    В первые десятилетия девятнадцатого века заводы Гарднера и Храпунова занялись выпуском пресловутых фигурных сосудов в форме монаха, несущего девушку в снопе или сидящего на стуле священнослужителя со штофом и потиром в руках. Эти старинные кружки характеризовались ярко выраженной антиклерикальной направленностью. Изделия с подобной тематикой оставались невероятно популярными на протяжении всего девятнадцатого столетия.

     

    Шаржированные, гротескные и карикатурные фигуры, выпускавшиеся в тот период, были весьма разнообразными. Среди них были как старинные скульптуры, такие, как «Мужчина с узелком в руках» и «Толстяк», так и парные композиции и скульптурные сосуды, имевшие утилитарное назначение. Особой популярностью пользовались скульптурные флаконы. Истинным произведением искусства и известным предметом стал старинный флакон с изображением мужчины, одетого в костюм восемнадцатого столетия, в народе прозванный за сходство с российским императором «Павлом Первым».

     

    Многие частные заводы того времени выпускали большое количество шаржированных фигур, отличавшихся портретным сходством с реальными персонажами. Наиболее известными были скульптуры, выпускавшиеся заводами Киселева, Тереховых и Миклашевского. Там создавались оригинальные композиции – скульптуры-шаржи, парадировавшие известных деятелей современной отечественной культуры. Среди сохранившихся до нашего времени популярных скульптур, выполненных в этом жанре – шаржи на артистов братьев Каратыгиных, Щепкина, Сосницкого, Мочалова, художника Брюллова, писателей и публицистов Кукольника, Греча, Булгарина и Сенковского.

     

    Многие шаржевые скульптуры выполнялись по рисункам легендарного художника-карикатуриста Н. Степанова, создавшего более восьми сотен восхитительных шаржей. Портерные фарфоровые шаржи, создававшиеся на заводах Киселева и Тереховых, оказались настолько популярными, что впоследствии неоднократно повторялись многими частными фарфоровыми заводами. Некоторые «герои» появлялись даже в изделиях Императорского фарфорового завода.

     

    В девятнадцатом столетии наряду с традиционными шаржами-фигурками выпускались также пробки для бутылок в форме голов-шаржей. Традиция создания подобной продукции оказалась невероятно устойчивой – такие изделия были востребованы даже в первые десятилетия советской власти. Известный скульптор Н. Данько, работавшая в Петрограде на Государственном фарфоровом заводе, создала целую серию бутылочных пробок, имевших форму голов «социальных типов». Подобные изделия среди коллекционеров и любителей старины пользуются популярностью по сегодняшний день.