Подделки на рынке антикварных часов
-
2013-04-09
На антикварных рынках всего мира преобладают произведения девятнадцатого столетия. Однако антиквары, покупатели и коллекционеры не перестают удивляться огромному количеству направлений в художественном творчестве этой эпохи. Особенно широкий выбор антиквариата предлагают продавцы часов и произведений златокузнечного ювелирного дела.
Интерес к большим европейским и археологическим стилям, распространившийся во многих странах во второй половине девятнадцатого века заставлял не только владельцев небольших мастерских, но и крупных производителей создавать подделки ювелирных изделий эпох Возрождения, готики и рококо. Старинные часы в ювелирных корпусах, соответствовавших стилям прошлых столетий, были широко востребованы в среде непрофессиональных коллекционеров старины и торгово-промышленных кругах России и европейских стран. Такой антиквариат в большом количестве производился в Австрии, Германии и Швейцарии.
Внешне эти часы полностью походили на свои старинные прототипы. Однако часовая продукция была не только модным аксессуаром, но и предметом обихода, поэтому по своим техническим характеристикам часы должны были полностью отвечать требованиям эпохи. Ответить на вопрос о производителе и стоимости той или иной старинной модели часов можно лишь заглянув в конструкцию ее механизма. Кроме того, новодел может «выдать» соответствие формы корпуса, его декора, техники исполнения и материалов.
В эпоху средневековья часы были предметами престижа и любования. Позволить себе приобретение такого предмета могли лишь представители элиты, ведь в качестве материалов выбирались лишь драгоценные металлы, полудрагоценные и драгоценные камни, для сочетания которых требовался весь арсенал ювелирных техник и приемов. В девятнадцатом столетии вместо нефрита, хрусталя, аметиста или топаза мастера начали использовать обычное стекло. Хотя оно гранилось под хрусталь, заставляя переливаться и сиять, эффект сходства с драгоценным камнем сохранялась только на расстоянии.
Достаточно часто весь механизм таких часов был новоделом и создавался без применения ювелирных приемов. Чтобы выдать новые часы за антиквариат, изготовители применяли и другие уловки. Так как ранние образцы имели высокий механизм, а изготовление плоских моделей было еще технологически невозможным, мастера девятнадцатого столетия приспосабливали широкую массивную пластину к циферблату, чтобы их часы соответствовали облику и пропорциям старинных экземпляров. При этом часовой механизм был миниатюрным и тонким, полностью соответствуя требованиям времени, а также возможностям производства.
Многие мастера, стремившиеся не только подражать старинным моделям, но и техническому прогрессу, оснащали свои изделия минутной, а порой и секундной стрелкой, хотя на ранних подлинных образцах их еще не было. О подделке могут свидетельствовать также цвета эмалевого узора циферблата и сочетаемость техник его нанесения. Хотя часы девятнадцатого столетия, подражавшие более ранним моделям, уже сами по себе стали антиквариатом, их стоимость по сравнению с оригиналами может быть намного ниже, поэтому приобретая старинные часы, стоит тщательно подойти к их атрибуции.