Старинные подносы с лаковой росписью

  • 2013-04-09



    Подносы, как и другие старинные предметы, прекрасно отражают особенности своей эпохи. Манера их художественного оформления и великолепная жанровая живопись демонстрируют разные стилевые направления, существовавшие в искусстве, вкусы и моду представителей разных слоев русского общества. В истории российской материальной культуры роспись на металле занимает важное место, однако старинные подносы девятнадцатого столетия, декорированные лаковой росписью, у большинства покупателей не ассоциируются с памятниками русской старины.

     

    Антикварных предметов из металла с лаковой росписью до нашего времени сохранилось очень мало. В середине девятнадцатого столетия практически все мелкие и крупные лаковые фабрики Западной Европы были закрыты, поэтому единственным производителем лаковых предметов функционального назначения оставалась Россия. Расписные железные подносы, изготовленные русскими мастерами, являясь пвещами каждодневного использования, в то же время становились настоящими произведениями искусства и культурными памятниками.

     

    Старинные подносы богато украшались сценами исторического и мифологического характера, изображениями популярных тем «из народной жизни», романтическими пейзажами, роскошными букетами из цветов, праздничными натюрмортами. Расписанные в основном не известными мастерами «лакирного дела» и художниками-живописцами, произошедшими из крепостных крестьян или заводских рабочих, железные подносы с лаковой росписью на протяжении многих столетий сохраняли ценнейшую информацию о духовной и материальной культуре России прошлых эпох.

     

    На территории страны лакированные изделия как престижные предметы обихода впервые появились в восемнадцатом столетии, когда Россия находилась в процессе активной европеизации. Первые металлические подносы и другие предметы с лаковой росписью начали изготавливаться на Урале, на Нижнетагильском заводе, ставшим вотчиной легендарной русских промышленников Демидовых.

     

    Распространившаяся мода на лаковые вещи в Москве и Санкт-Петербурге превратила новое ремесло в перспективное дело. По этой причине Демидов, владевший Нижнетагильским заводом, занялся организацией учебного заведения, а также строительством собственной фабрики по производству лакированных вещей. Лаковых изделий, созданных на Урале, до нашего времени сохранилось очень мало. Наиболее ценными и показательными с художественной точки зрения являются антикварные подносы, созданные в первой четверти девятнадцатого столетия с живописными произведениями на мифологическим и исторические темы.

     

    Такой антиквариат был украшен копиями настоящих картин на металле. Старинные подносы позволяют не только представить всю силу таланта известных российских и зарубежных живописцев, но и по достоинству оценить мастерство художников, работавших с лаками. В основном подносы с точным воспроизведением картин-оригиналов, сосредоточены в музейных собраниях, поэтому купить антиквариат такого характера честным коллекционерам практически не представляется возможности.