Русские столовые приборы семнадцатого столетия
-
2013-04-08
В разнообразных словарях и энциклопедиях невозможно найти точную дату появления вилки и ножа в качестве столовых приборов, однако исследователи сходятся на одном: в семнадцатом столетии на территории Европы такой «союз» был широко распространенным. По отдельности эти предметы старины существовали с древних времен.
Согласно сохранившимся документам, в допетровскую эпоху старинные ножи изготавливались из стали, серебра или железа. Для изготовления вилок также использовали серебро или железо. При этом серебряные столовые приборы из дополнительно золотились, а рукояти нередко инкрустировались драгоценными камнями. Купить столовые приборы, являвшиеся истинными произведениями искусства, могли лишь зажиточные представители общества.
В семнадцатом столетии ассортимент вилок был весьма разнообразным. Распространенными были вилки в виде стержня с раздвоенными концами-зубьями, а также однозубые свайки. В старинных русских источниках вилки нередко называются «вилочками и «вильцами». Ножи в тот период упоминаются как единичные предметы, вероятно, закрепленные в семье за единым хозяином. Возможно, один и тот же нож передавался всем гостям по мере надобности.
Из документов следует, что среди знатных и богатых русских персон существовал обычай использования индивидуальных столовых приборов. Среди них самую значительную часть составляли старинные приборы, декорированные эмалированными полихромными рукоятями. Русские эмали в семнадцатом столетии считались важным и устойчивым символом самобытности прикладного искусства страны.
Время начала декорирования парадных столовых вилок эмалевыми рукоятями можно назвать только приблизительно. Расцвет этого русского ремесла пришелся на период политической стабильности, появившейся в стране после воцарения новой династии правителей, а закат совпал с годами правления Петра Первого. Проведенные царем-реформатором преобразования существенно повлияли на привычный уклад жизни населения. Новая знать активно приобретала столовые приборы заграничного производства или же их точные копии, созданные русскими мастерами.
В это время в Великом Устюге, являвшемся крупным ремесленным и торговым центром, вилки и ножи украшались эмалью, а в Сольвычегодске – приборы изготавливались из меди и серебра. Ассортимент продукции этих центров был схож: они занимались выпуском столовой посуды, карманных и настольных модных предметов, украшений костюмов, а также церковных вещей.
В русском обиходе тех времен вилка и нож считались необходимыми не столько для ежедневного использования, сколько для особенной трапезы. При приеме обыденной пищи такие приспособления не требовались. По своей форме столовые приборы были весьма устойчивыми. Так, лезвия ножей обычно были фигурными: ланцетовидными или «ятаганными». Вилки традиционно имели длинные и очень острые зубья. Длина столового ножа составляла двадцать три сантиметра, а вилки, служившей его парой – около восемнадцати сантиметров. Верхние части ножей и вилок часто имели специальные выступы, чтобы при использовании рука не соскакивала. Рукояти таких столовых приборов превращались в произведения искусства: их богато декорировали узорами, эмалями, камнями и вставками из разных материалов.
Старинные вилки и ножи, созданные русскими мастерами семнадцатого столетия – это отличные коллекционные предметы, достойные служить украшением как частных, так и музейных собраний.