Российские бонны 1918-1921 годов
-
2013-04-04
С окончательным разгромом Российской империи, вся страна оказалась в достаточно сложной ситуации. Особенно пострадала от политических изменений российская денежная система. Период с 1918 по 1921 год стал уникальным временем в истории, когда по стране ходило свыше пяти тысяч разновидностей дензнаков, а приобретение товаров перешло на обычный натуральный обмен, так как что-то купить за «бумажки» было практически невозможно.
Большевики, придя к власти, сразу же национализировали банки, создав единый Государственный банк. Новая власть отказалась от выплат по облигациям займов, созданных при прежних правительствах, оставив не только зарубежных кредиторов, но и все население без 36 миллиардов рублей золотом.
К 1921 году цены в стране увеличились в восемь тысяч раз, в денежная масса – в сто раз. Первые большевистские старинные бонны были названы «пятаковскими», так как новым управляющим Госбанка стал Пятаков. Эти денежные знаки печатались по клише купюр Временного правительства. Такой антиквариат, как и прежде, содержал изображение двуглавого орла без корон, а также подпись «Государственный кредитный билет» без обозначения государства, выпустившего купюру.
Старинные деньги содержали дореволюционный шрифт, а слова оканчивались твердым знаком. В середине осени 1919 года в обращение были выпущены кредитные билеты, имевшие номинал от одного рубля до десяти тысяч. Все эти банкноты были оформлены весьма однотипно, за исключением двух крупнейших номиналов. На всех купюрах основное место было занято обозначением номинала; в центре находился двуглавый орел, и содержалась надпись о преследовании за подделку этих кредитных билетов.
Дизайн старинных банкнот был примитивным – из всех возможных украшений на деньгах были лишь убогие рамки, обрамлявшие общую композицию. Купюры печатались в два цвета, а на мелких номиналах, по сути, использовался лишь один цвет. Исключением были только банкноты в пять и десять тысяч рублей, имевшие некоторые преимущества. Их однотонный фон был расцвечен сложными геометрическими рисунками, выполненными в технике многоцветной печати. Эти рисунки окружали изображение двуглавого орла, находившееся на оборотной стороне. Кроме того, лицевая сторона банкнот содержала изображение свастики – символа благополучия.
В отличие от купюр более мелких номиналов, печатавшихся с «миллионными» номерами, крупные бонны обладали индивидуальной нумерацией. Особенно примечательной в этой серии была старинная купюра в десять тысяч рублей, с точки зрения дизайна разработанная достаточно грамотно. В качестве основы создатели выбрали красный цвет, являвшийся цветом победившей революции. Вторым доминирующим оттенком был коричневый, отлично сочетавшийся с красным. На купюре содержалась свастика, являвшаяся символом грядущего «светлого будущего».
Данная купюра в коллекционерском мире считается уникальной, так как с течением времени и с резкой трансформацией значения символики, денежный знак до наших дней донес истинную сущность советско-большевистского режима. Банкнота, задуманная как агитка политической силы, пришедшей к власти, в итоге отразила ее настоящее лицо.