Домра – старинный русский инструмент

  • 2013-04-04



    Домра – исконно русский струнный музыкальный инструмент, имеющий удивительную и уникальную в своем роде судьбу. История появление домры на Руси и время ее изобретения до сегодняшнего дня остается загадкой для исследователей. Об этом старинном музыкальном инструменте в давних источниках сохранилось слишком мало сведений, еще меньше дошло до нашего времени изображений древнерусской домры.

     

    Впервые старинная домра упоминается в источниках, датированных шестнадцатым столетием. В них домра описывается как инструмент, довольно распространенный уже в ту пору на Руси. По мнению многих специалистов, русская домра имеет восточные корни, так как похожие по способу звучания и конструкции старинные инструменты были распространенными в культуре стран Востока. Вероятно инструмент, со временем превратившийся в домру, был завезен либо во времена возникновения торговых отношений с восточными странами, либо в период татаро-монгольского ига.

     

    Этот старинный предмет оказался типично русским музыкальным инструментом, объединившим в себе не только культурные и исторические особенности Древнерусского Государства, но и азиатские и европейские черты. Домра бытовала на Руси и служила важной частью русской культуры в период с шестнадцатого по семнадцатое столетие. На этом инструменте в основном играли музыканты-скоморохи. Кроме того, при дворе царя существовала «Потешная палата», представлявшая собой музыкально-развлекательный коллектив, в который входили скоморохи с домрами, гудками, гуслями и другими древнерусскими инструментами.

     

    В народе скоморохи и «домрачеи» всегда пользовались необыкновенной популярностью. На домрах аккомпанировали былинам, народному эпосу и сказаниям, а при исполнении народных песен этот старинный музыкальный инструмент поддерживал мелодическую линию. Согласно сохранившимся данным, на Руси было налажено кустарное производство домерных струн и самих домр, которые поставлялись не только ко двору, но и в разные уголки государства.

     

    В 1648 году в истории русской домры наступил драматический момент: служители церкви, обеспокоенные дальнейшим развитием светской культуры, объявили выступления скоморохов «бесовскими игрищами». По этой причине царь Алексей Михайлович подписал указ о полном истреблении домр и других русских музыкальных инструментов. После запрета и варварского истребления домр в семнадцатом столетии, никаких сведений об этом старинном музыкальном инструменте не появлялось.

     

    Новое возрождение домры состоялось благодаря выдающемуся музыканту и исследователю Василию Андрееву, в 1896 году обнаружившему в Вятской губернии дивный инструмент, обладавший полусферическим корпусом. Предположив, что его находка могла быть той самой домрой, он, совместно с мастером С. Налимовым, воссоздал конструкцию старинного инструмента при помощи старой модели. Свой инструмент создатели назвали домрой, которая стала ценным дополнением организованного Андреевым оркестра балалаек. В период с 1896 по 1890 год Налимов с Андреевым сконструировали ансамблевые разновидности домры, что позволило включить этот музыкальный инструмент в ансамблевые и оркестровые ряды.

     

    Интерес к домре увеличивался с каждым годом, расширялись технические и музыкальные возможности инструмента, появлялись музыканты-виртуозы. В 1945 году состоялся первый концерт для домры, сопровождавшийся оркестром русских народных музыкальных инструментов.