Рекламные плакаты советских времен

  • 2013-04-02



    С завершением Гражданской войны российская реклама начала постепенно выходить из кризиса. В двадцатых годах прошлого столетия стали развиваться новые достаточно масштабные рекламные агентства, работавшие в основном на государственной основе. Сред них самыми известными компаниями, осуществлявшими рекламные проекты стали фирмы «Связь», «Пром-реклама», «Мосторгреклама» и «Рекламтранс».

     

    Новый этап бурного развития рекламы начался в период НЭПа. В советской рекламе данного времени уникальным образом объединились достижения известных художников-конструктивистов, а также классические приемы старой рекламы, существовавшей в России. Старинные рекламные плакаты советской эпохи с изображением героев великой страны служили украшением магазинных витрин и преображали облик городских улиц. Плакат появлялся в разных общественных местах: в театрах, гостиницах и на городском транспорте.

     

    В советское время активное развитие получили не только коммерческие, но и социальные рекламные плакаты, пропагандировавшие светлое будущее. Такая печатная продукция служила важным орудием борьбы нового государства с частным сектором экономики, при этом, не выполняя своей главной задачи – служить посредником между производителем и потребителем. Благодаря плакатам социального характера, государство стремилось после Октябрьской революции перевоспитать граждан «советской страны». Населению активно пропагандировали советский образ жизни с целью формирования необходимых нравственных ориентиров.

     

    С окончанием Гражданской войны страна была охвачена беспорядком. Вредные привычки и человеческие пороки, проявлявшиеся в повседневной жизни, мешали строить социализм и влияли на социальную и нравственную атмосферу в обществе, поэтому на рекламных плакатах они выступали «врагами культурной революции». Старинный плакат помогал государству бороться с ленью, безграмотностью, бескультурьем и другими пороками.

     

    Для создания рекламных плакатов в советское время были привлечены известнейшие художники: Черемных, Дени, Янг, Маяковский, Бедный, Ротов, мастера объединения Кукрыниксы, а также ИЗОРАМы. Антиквариат рекламного характера, помимо ярких иллюстраций, обязательно содержал определенный лозунг, часто написанный в стихотворной форме.

     

    Во второй половине тридцатых годов все советские рекламные плакаты пропагандировали единую идею, провозглашавшую, что все «советское – значит отличное!». Такое утверждение появилось, когда НЭП сменили первые пятилетки и коллективизации, а также последовавший за ними период активного промышленного роста. В 1934-35 годах начался этап расширения рынка потребителей, поэтому наряду с рекламой разных экспортных продуктов, советские плакаты все чаще создавались для продвижения товаров внутреннего рынка.

     

    Такие старинные плакаты, как правило, создавались в специализированных художественных бюро и представляли собой интересные произведения искусства. Благодаря рекламным плакатам, современные исследователи могут проследить главные этапы развития в Советском Союзе социальных, экономических и политических событий и идей.