Традиции русской художественной бронзы

  • 2013-03-29



    Русская художественная бронза – это уникальная сфера искусства, включающая в себя все многообразие прикладных, скульптурных и декоративных бронзовых изделий, присутствовавших в жилом и парадном интерьере в период с конца восемнадцатого по начало двадцатого столетия. В их числе – старинные часы, столы, каминные экраны, стенные консоли, антикварные декоративные вазы, столики и напольные подставки. Бронза широко использовалась при украшении разнообразных осветительных приборов: настольных ламп, бра, подсвечников и канделябров.

     

    К художественной бронзе относятся также старинные скульптуры и различные кабинетные предметы: колокольчики, рамки для миниатюр, пресс-бювары, письменные приборы, и многие другие предметы. Нередко изделия из художественной бронзы служили оправой для предметов. В скульптурах из бронзы, украшавших храмы и дворцы, воплощалась мощь и сила государства, ведь лишь процветающая держава могла позволить себе изготовление дорогой высокохудожественной бронзы. Для создания бронзовых скульптур, как и других подобных предметов, требовалась развитая техническая база и наличие профессиональных мастеров.

     

    Развитию данного направления в искусстве в значительной степени способствовали реформы, осуществлявшиеся в Петровскую эпоху. В это время в России произошло становление и развитие горнорудной промышленности, благодаря которой добывалось необходимое количество металла. Кроме того, Петр Iспособствовал процессу европеизации русской культуры и искусства: в стране появилось множество европейских скульпторов и литейщиков. Все эти факторы подготовили надежную почву для развития в России художественной бронзы.

     

    В середине восемнадцатого столетия Петербургский двор, возглавляемый Елизаветой Петровной, соперничал за первенство в Европе с Версалем. Чтобы подчеркнуть независимость России от Запада, а также доказать, что она является сильным и мощным государством, необходимо было заменить старинные скульптуры из бронзы, выполненные французскими мастерами, на свои, отечественные. Франция в то время славилась своими бронзовыми изделиями и великолепными образцами скульптуры из этого материала. При правлении Елизаветы, в Петербурге открылись специализированные художественные классы, в которых воспитывались мастера по чеканке, литью и формировке художественных изделий.

     

    При Екатерине Второй также было создано большое количество бронзовых скульптур. Императрица продолжала заботиться о развитии и налаживании производства художественной бронзы. В это время в классах преподавали известные иностранные художники, скульпторы и бронзовщики. При подобных классах работали мастерские, где наряду оттачивали свое мастерство будущие создатели великолепных садово-парковых скульптур Можалов, Баженов и Бирюков. В конце восемнадцатого столетия в России не только появились собственные мастера бронзовой скульптуры, но и «Первая» фабрика, специализировавшаяся на отливе художественной бронзы. В это время был заложен надежный фундамент, позволивший создать в России известную школу художественной бронзы.