Реализм в искусстве – объективное отражение действительности
-
2013-03-26
В середине девятнадцатого столетия в изобразительном искусстве появился новый стиль под названием реализм. В нем мастера отображали объективную, правдивую и всестороннюю действительность при помощи средств, присущих разным видам художественного творчества. В процессе развития искусства, реализм стал приобретать творческие методы и конкретно-исторические формы, благодаря чему появился критический, просветительский и социалистический реализм.
Как художественный стиль реализм зародился в эпоху Просвещения. Наиболее яркое проявление характеристик этого стиля прослеживалось в критическом реализме, появившемся в девятнадцатом столетии, а также в развивавшемся в двадцатом столетии социалистическом реализме. В разных жанрах и видах искусства его тенденции имели разнообразные воплощения. Антиквариат, созданный в эпоху реализма, отличался особой достоверностью в воспроизведении окружающей действительности.
Впервые термин «реализм» появился в сфере изобразительного искусства в середине девятнадцатого столетия. В это время художники начали все чаще обращаться к изображению повседневной жизни. Развитие нового стиля было связано с творчеством мастеров Просвещения, критиковавших социальные или современные порядки, считая их несправедливыми.
В России благодаря творчеству передвижников позиции реализма окончательно утвердились в историческом и бытовом жанре, а также в пейзаже и портрете. Эпоха реализма, пришедшая на смену романтизму, часто рассматривалась как оппозиция данному стилю, однако художественные течения на самом деле находились в более сложных отношениях, так как реалисты ставили перед собой цель создания новой, истинной и прекрасной реальности.
На территории многих стран в искусстве существовал так называемый критический реализм, ориентировавшийся на изображение жизненных реалий обездоленных представителей общества и на сочувствие неблагополучной человеческой судьбе. Старинные картины и предметы декоративно-прикладного характера, созданные реалистами, отображали противопоставление жизни бедного населения представителям богатых слоев. Критический реализм в России наиболее широкое распространение получил в середине девятнадцатого столетия. Этот стиль в искусстве нашел воплощение в произведениях Перова, Маковского, Федотова, Репина, Ярошенко, Крамского и других мастеров. В творчестве этих художников наиболее ярко были представлены темы критики несправедливого общественного устройства.
В советском искусстве в период с тридцатых по восьмидесятые годы прошлого столетия развивались идеи социалистического реализма. Главная цель этого направления состояла в утверждении социалистических идеалов, образов людей, развивавших новые общественные направления. Постепенно на территории СССР сложилась особая программа соцреализма, основанная на воспевании и прославлении революционной борьбы, советского жизненного строя, трудового энтузиазма и социалистического строения. Именно таким идеям были вынуждены следовать художники, создававшие сюжетно-тематические композиции, типизированные портреты, тематические пейзажи-картины и другие произведения искусства.
Социалистический реализм нашел отображение во всех сферах культурной деятельности, включая прикладное искусство и архитектуру. Лишь в двадцатом столетии реалистичное искусство стало приобретать многообразные формы и яркие национальные черты.