Образы камеи в фарфоре XVIII – XIX столетия

  • 2013-03-26



    Восемнадцатый век по праву считается уникальной эпохой в искусстве миниатюрной резьбы на цветных и драгоценных камнях. На этот период пришелся бурный, но последний расцвет глиптики, а увлечение резными камнями, достигшее своего зенита, наложило отпечаток практически на все сферы декоративно-прикладного искусства, в том числе и на керамику. В декоре фарфоровых произведений мастера достаточно часто использовали образ геммы и камеи.

     

    В эпоху Просвещения особое внимание уделялось традициям античности, поэтому в это время геммы, являвшиеся атрибутами просвещенности, играли в декоративно-прикладном искусстве важную роль. В первую очередь это было связано с возрастанием их утилитарности и декоративности. Старинные камеи, пропорционально увеличивавшиеся в размерах, стали переходить с запонок и пуговиц на наборную мебель и фарфоровые сервизы.

     

    Обращение к мотиву камеи на территории России было вызвано еще и неравнодушием императрицы к резным камням. В 1779 году по специальному заказу Екатерины IIна Севрской мануфактуре был изготовлен старинный сервиз, декорированный великолепными камеями. В этом произведении отобразилась особая страсть императрицы к камейной тематике. В техническом отношении декоративное решение таких фарфоровых изделий было невероятно сложным. Помимо медальонов, в оформлении борта посуды мастера включили рельефные камеи. Эти вставки были изготовлены из твердого фарфора, на поверхность которого еще до обжига вдавливались изображения из мягкого фарфора.

     

    Камейные медальоны, появлявшиеся на фарфоре, содержали изображение антикизированных профильных портретов, чередовавшихся с овальными вытянутыми медальонами с мифологическими сценами. Столь излюбленная Екатериной IIкамейная тематика стала украшением еще одного «Арабескового сервиза», выполненного в известном русском стиле. Его старинные тарелки украшены живописными камеями и медальонами с изображением ваз.

     

    Со временем практически все придворные стали заказывать на российских и иностранных фарфоровых мануфактурах сервизы с изображениями камей. Уже в последней четверти восемнадцатого столетия на многих изделиях начали появляться овальные медальоны с профильным портерным изображением. Как правило, иностранные фарфоровые заводы, выполнявшие сервизы для русских заказчиков, украшали изделия «камейным» профилем императрицы или других августейших персон. На сервизных ансамблях нередко появлялись камейные изображения античных героев. В стилистике европейской и русской «камейной» фарфоровой живописи прослеживались как классические, так и барочные черты. В таких изделиях мирно сосуществовали портреты и более сложные геммы аллегорического характера.

     

    На современном антикварном рынке фарфоровые изделия с камейными изображениями - это ценные предметы старины, достаточно редко появляющиеся в продаже. Каждое подобное изделие является шедевром, обладающим несомненной исторической и культурной ценностью.