История обуви: от эпохи Средневековья до XIX столетия

  • 2013-03-21



    В музейных и частных коллекциях встречается обувь, созданная несколько тысячелетий тому назад, однако самые достоверные сведения о старинной обуви относятся к временам существования Древней Греции и Древнего Египта. Жители этих древних государств носили всевозможные сандалии, остававшиеся популярными вплоть до эпохи Средневековья. В средневековой Европе впервые начали изготавливать обувь с загнутыми вверх длинными носами. Моду на обувь тех времен с легкостью можно проследить по старинным картинам, иллюстрациям и гравюрам.

     

    Среди средневековой обуви особенно интересными были пуленты – оригинальные туфли с загнутыми носами, часто украшавшимися бубенцами или колокольчиками. Филипп IV, французский король, даже издал закон, согласно которому все представители знати были обязаны носить исключительно такую модель обуви. В четырнадцатом столетии по длине туфель можно было судить о знатности их владельца. Для удобства передвижения в таких туфлях слишком длинные носы привязывались к ноге бечевкой. Подобная обувь использовалась даже после распространения доспехов.

     

    Старинная обувь эпохи Возрождения изготавливалась из бархата, кожи, разноцветной шерстяной ткани и шелка. Распространенными были туфли и сапожки из замши и мягкой кожи. Такие предметы старины мастера украшали узорной перфорацией, а при их изготовлении использовались материалы разных цветов.

     

    В пятнадцатом столетии обувь стала значительно шире и короче. С расширением и увеличением передней части обуви, ее задняя часть, наоборот, уменьшалась и сужалась. Уже в двадцатых годах шестнадцатого века башмаки стали настолько мелкими, что с трудом удерживались на ногах, поэтому они крепились специальными завязками к подъему. С распространением моды на многочисленные разрезы в одежде, популярной стала обувь под названием «медвежьи лапы». Она представляла собой туфли из бархата и цветной кожи, с широкими носами и без каблуков. Ее часто украшали разрезами, сквозь которые была видна подкладка других цветов.

     

    В семнадцатом столетии эпоха барокко вела в моду на туфли с бантами и каблуками. Такая обувь была распространенной даже среди мужчин, появлявшихся на балах в туфлях, украшенных огромными бантами. В то же время стали появляться ботфорты – высокие сапоги и квадратными носами. Женщины чаще всего носили легкие туфли из парчи, шелка и бархата.

     

    В эпоху рококо изготовители обуви особое внимание уделяли украшению и декору своих изделий, выпуская модели с разнообразными бантами, пряжками и шнуровками. Женская обувь отличалась каблуками в форме рюмочки. В послереволюционное время во Франции, как и во многих странах Европы, в моду вошел античный костюм, а вместе с ним и разноцветные туфли на завязках, часто декорированные шелком, вышивкой и бисером.

     

    С возвращением кринолинов и турнюров юбки практически полностью закрывали обувь, поэтому с середины девятнадцатого столетия обувь снова получила каблук, а шелковые туфли практически исчезли из гардеробов. Их место заняли практичные и удобные кожаные ботинки. Форма обуви стала более жесткой, появились разные застежки и шнуровки. Наиболее популярной моделью тех времен были полуботинки и высокие ботинки со шнуровкой и пуговицами. Многие модели прошлых столетий время от времени возвращаются в современную моду, поддаваясь лишь незначительным модификациям.