Подделки на антикварном рынке России
-
2013-03-19
На современном антикварном рынке России, как и любой другой страны, существуют сегменты, в которых на одну оригинальную антикварную вещь приходится более пяти подделок. Подделывается практически весь антиквариат: старинные картины известных и малоизвестных мастеров, антикварная мебель, украшения и букинистический материал. Рынок фальшивых древностей просто процветает, особенно в России.
Массовое распространение подделок состоялось еще в девятнадцатом столетии, когда среди российских ценителей произведений искусства и аристократов стали появляться разбогатевшие купцы и промышленники. Однако фальшивки на антикварном рынке существовали и раньше – после окончания Отечественной войны.
При проведении реставрационных работ по восстановлению антикварной мебели, многие специалисты сталкиваются с интересной ситуацией: оказывается, большинство предметов дворянского быта, использовавшихся в позапрошлом веке, можно с уверенностью записывать в подделки. Такие «исторические» фальшивки были распространенными в 1812 году, когда в Россию в качестве «сувениров» стали привозить дорогостоящую французскую мебель. В это время предприимчивые французские мастера часто продавали российским офицерам новоделы, выдавая их за антикварную мебель. Разумеется, эти подделки на сегодняшний день сами по себе стали раритетом.
Особенным талантом подделывать древности всегда славились китайские мастера. Со времен Конфуция в Китае культивировалось поклонение перед стариной, поэтому подделыванием антиквариата там занимаются уже несколько тысячелетий. Экономический рост Китая и распространившаяся на Западе мода на восточные предметы старины еще больше повлияли на развитие китайского рынка антиквариата. Теперь «полотна под» Ван Гога или Ренуара в Китае поставлены «на поток».
Все антикварные подделки обладают рядом характеристик. Благодаря «временному» показателю можно установить время создания предмета. «Качественная» характеристика – это выявление произведения, за которое выдается подделка: за работу известного матера, или старинную картину некоторой школы живописи. «Эстетический» показатель определяет уровень мастерства автора-поделочника.
Помимо самих подделок на антикварном рынке часто можно купить антиквариат, не подписанный автором и получивший позже имя другого мастера и его подпись. Такие произведения нельзя однозначно отнести к подделкам, ведь даже разоблаченные работы по-прежнему вызывают интерес собирателей, хотя их стоимость в данном случае будет значительно ниже.
Существует также большое количество кустарных мастерских, занимающихся изготовлением копий орденов, чеканкой монет, литьем бронзы и изготовлением других предметов. Можно встретить множество методов подделки антикварных изделий – от простых до изощренных. К наиболее элементарным можно отнести продажу старинных рисунков в букинистических магазинах или даже «с рук». На обратной стороне полотна просто делается подпись известного мастера, а порой добавляется дарственная надпись, а новый автограф немного затирается. Такие рисунки нередко сдаются в антикварные магазины, и с них получается доход, составляющий сотни процентов.