Значение жестов на старинных иконах

  • 2013-03-06



    Глядя на каноническую икону, каждый человек испытывает необычное чувство, как будто обозревая особый мир, более светлый и возвышенный, чем обычная повседневность. Сам способ изображения старинных икон был особенным, ведь мастера иконы осмысливали каждую отдельную деталь. Позы, цвета, любой предмет, жесты и выражения лиц – все это на старинной иконе обладало собственным значением.

     

    За несколько столетий сложился канон правильного написания жестов и рук святых. При этом старинная икона никогда не ограничивалась строгими рамками. Именно такие, незаметные на первый взгляд, штрихи делали старинную икону священным богословием, выполненным в красках. Так, на иконе Благословляющая десница пальцы правой руки изображены в виде букв Х и I. Этот символ является знаком благословения именем Господним. Не менее распространенным было троеперстное сложение, означавшее благословение именем Св. Троицы.

     

    На старинных иконах с таким жестом изображались святители: митрополиты, святые епископы и патриархи. Подобный антиквариат мог также содержать изображения праведных или преподобных, имевших священный сан. Мастера иконописи часто изображали святителя Иоанна Златоуста, преподобного Серафима Саровского и Николая Чудотворца. Они при жизни ежедневно благословляли таким жестом огромное количество людей, а теперь дают благословение каждому, кто обращается к их иконам с молитвами.

     

    Праведных людей принято изображать на старинных иконах с характерным жестом в виде открытой ладони, обращенной к молящемуся. Праведный человек всегда был человеком правды, открытым для людей. В нем не могло быть никакой тайны, лукавства злого чувства или мысли. С раскрытой ладонью был изображен флотоводец Федор Ушаков, отличавшийся открытостью души и исключительной честностью. Выполняя ревностно свой воинский долг, он был милостив к каждому человеку: собственных подчиненных он защищал, и за время своей военной службы ни одного матроса не отдал в плен. Ушаков щедро помогал нуждающимся, и нередко спасал врагов от смерти.

     

    Старинные иконы содержали еще один распространенный жест: раскрытые на груди ладони. Некоторые исследователи рассматривали этот жест как символ принятия благодати или как обращение к Богу с молитвой. Именно так изображались праведная Анна, праведный праотец Авраам и Анастасия Римляныня. Жестом, символизирующим о сердечной молитве святого, стала рука, положенная на сердце. Так мастера писали преподобного Серафима Саровского и Василика Сибирского – святого жившего в девятнадцатом столетии, равного по преуспеянию в сердечной молитве древним пустынникам. С руками, скрещенными на груди, часто изображали преподобную Марию Египетскую. Вероятно, этот жест был символом креста и утверждением принадлежности Христу.

     

    Также немаловажную символическую роль имел предмет, изображенный в руках святого. Именно благодаря ему можно было узнать, какой именно подвиг совершил святой, и какое служение он совершал на земле. Так, крест в руках указывал на мученический подвиг святых и служил напоминанием о страданиях Спасителя. К изучению старинных икон стоит подходить особенно тщательно, ведь каждый элемент, изображенный художником, несет в себе важное символическое значение.