Мебельные произведения искусства мастерской Давида Рентгена

  • 2013-03-05



    В историю мебельного производства прочно вошло имя талантливого мастера-мебельщика Давида Рентгена, владевшего мастерской в рейнском городке Нейвиде. Старинная мебель Рентгена существенно повлияла на развитие российского мебельного дела в эпоху классицизма. Именно ему удалось на протяжении нескольких десятилетий оказывать влияние на моду и вкусы в мебельном искусстве России в последней четверти восемнадцатого столетия.

     

    Купить антикварную мебель Рентгена на сегодняшний день практически невозможно, ведь почти все ее экземпляры находятся в коллекции музеев Петербурга и пригородов. Многие антикварные предметы, изготовленные этим мастером, создавались по индивидуальному заказу специально для Екатерины II, поэтому аналогов такой мебели в собраниях других стран Европы не существует.

     

    Мебельное дело Рентген унаследовал от своего отца, получившего известность и призвание на территории Германии. Однако, будучи весьма предприимчивым человеком, он не ограничился производством мебели на своей мануфактуре, а сумел заявить о себе на мировом рынке. Еще в семидесятых годах восемнадцатого столетия Рентген изготавливал великолепную рокайльную мебель при помощи техники маркетри. Изделия мастера оказались настолько оригинальными, что его называли «первым мебельщиком века».

     

    В более поздний период своей работы Рентген перешел от устаревшего рокайльного стиля к изготовлению мебели, выполненной в технике сплошной фанеровки с накладками и деталями из бронзы. Однажды мастер привез образцы мебели нового стиля в Петербург, где быстро завоевал популярность среди придворных Екатерины II. Впервые изделия Рентгена были привезены на территорию России в 1784 году, а поставки его изделий ко двору императрицы продолжались следующие семь лет.

     

    В числе первых партий мебели, отправленной в Россию, были не только уникальные вещички, изготовленные специально для Екатерины, но и типичные примеры нейвидской продукции, призванные наилучшим образом продемонстрировать разнообразие и широту производства. Два предмета из первой поставки мебели по сегодняшний день находятся в собрании Эрмитажа. В описаниях, хранившихся в Эрмитаже, мебель Рентгена упоминалась наряду с шедеврами изобразительного искусства, как уникальная достопримечательность.

     

    Рентген создавал мебель разных моделей и стилей. Так, среди его произведений можно встретить «архитектурные» экземпляры, характеризовавшиеся крупными размерами и большим количеством декоративных архитектурных элементов в декоре и конструкции. Такая старинная мебель снабжалась сложными механизмами и богато декорировалась. Вторым известными видом рентгеновской мебели были изделия с характерными круглыми ножками, восходившими к французским прототипам. Среди изделий еще одного типа были предметы, отличавшиеся ясностью конструкции и умеренностью декора.

     

    Предметы мебели Рентгена можно было отличить по узкой царге, бронзовым розеткам, выложенным латунью каннелюрам, квадратным суживавшимся книзу ножкам с окончанием в форме желудя или кубика с рельефными бронзовыми вставками. Ручки, как правило, мастер изготавливал в виде перевитых платков. Каждое изделие Рентгена было уникальным и узнаваемым среди мебели сотен других мастеров.