Восхитительное гравированное стекло эпохи барокко

  • 2013-03-05



    В первые годы становления стеклоделия в России, открытия стекольных заводов, накопления технических навыков и опыта, существенное влияние на выбор образцов, форм и способов декорирования изделий оказывали чешские и немецкие граверы и стеклоделы. Старинные бокалы с гравированными портретами императриц и императоров, батальными сценами и рисунками из известного сборника «Эмблемата и символы» пользовались огромной популярностью.

     

    Выбор образцов для подражания и учителей российские мастера стекольного производства сделали весьма правильно, ведь гравированное стекло в семнадцатом столетии находилось на вершине моды, а чешские стеклоделы входили в разряд лучших мастеров. Со временем одним из главных мировых центров резного стекла стала Германия. С развитием искусства резьбы в начале XVII века, эта страна прославилась на весь мир своим гравированным и резным стеклом. Старинные изделия из стекла, созданные немецкими мастерами, ценились невероятно высоко. До нашего времени сохранилось множество имен талантливых граверов, создававших непревзойденные произведения искусства.

     

    Уникальный антиквариат был изготовлен немцем Гаспаром Леманом – одним из первых стеклоделов, сумевших овладеть новой техникой. В 1590 году он приехал в Богемию, где создал новый вид прикладного искусства, определивший дальнейшее развитие стеклоделия в регионе и соседних странах на сто лет вперед. В его мастерской огромное количество ремесленников освоило новую стеклодельную технику. Среди учеников Лемана оказался Г. Шванхард, открывший в последующем мастерскую в Нюрнберге и получивший привилегию на гравировку стекла от императора.

     

    Каждый немецкий мастер занимался собственной специализацией: Ганс Шмидт гравировал на стекле батальные сцены, Шванхард – виды городов, изображения животных и цветов, Швингер создавал жанровые и пейзажные сцены. Самой знаменательной работой Швингера стал уникальный портрет Леопольда I – одно из наиболее качественных изображений императора, демонстрирующих широчайшие возможности гравировальной техники по стеклу.

     

    Бесцветное, прозрачное, как будто растворяющееся в воздухе стекло, не удерживало изображения, позволяя им отрываться от фона и приобретать объем. Фон не служил задним планом, а становился воздушной, едва заметной дымкой, окружавшей объект. В конце семнадцатого столетия, с изобретением калийно-известкового стекла, искусство гравировки вышло на новый уровень. На более прочном стекле мастера изготавливали невероятно сложные и тонкие многофигурные композиции.

     

    В 1670 году в Богемии было сделано еще одно открытие: алхимик Кункель изобрел рецепт «золотого рубина», созданного при помощи добавления в стекло олова и золота. Старинные стеклянные изделия, изготовленные при помощи этого способа, часто украшались сложнейшими скульптурными изображениями. Следующим этапом в развитии резного искусства, стало появление цветного стекла. Синее и зеленое стекло удивительно сочеталось с прозрачными вставками. Иллюзорность прозрачного стекла подчеркивалась контрастом между бесцветными и цветными элементами.

     

    В те времена такие изделия стоили достаточно дорого, да и сегодня продажа антиквариата подобного вида проводится только известными мировыми аукционами или участниками антикварного рынка.