Эстетический революционизм эпохи романтизма

  • 2013-03-03



    В американской и европейской культуре в конце восемнадцатого и первой половине девятнадцатого столетия господствовало новое художественное и идейное направление, появившееся как реакция на эстетические идеи классицизма. Новый стиль впервые проявился в девяностых годах восемнадцатого века в поэзии и философии Германии, а уже спустя несколько десятилетий стал распространенным во Франции, Англии и других странах мира. Стиль романтизма повлиял на развитие всех направлений искусства, включая те, что выступали против него.

     

    В искусстве этой эпохи главными критериями стали особое внимание к неповторимым и индивидуальным чертам человека, свобода самовыражения, раскованность и искренность, сменившие подражание классическим образцам восемнадцатого столетия. Романтики выступали против практицизма и рационализма эпохи просвещения и считали ее идеи безличностными, механистичными и искусственными. Им на смену пришло вдохновение и эмоциональность выражения.

     

    Сторонники нового направления в искусстве, чувствуя себя свободными от системы аристократического правления, приходившего в упадок, стремились высказать открытые ними истины и свои новые взгляды. Также изменилось место романтиков в обществе: они сумели найти своего зрителя среди стремительного возраставшего среднего класса, готового всячески поддерживать и даже приклоняться перед мастером, считавшимся пророком и гением. Предметы старины, созданные в это время, полностью лишены смирения и сдержанности, которые были заменены сильными эмоциями, часто доходившие до крайностей.

     

    Произведения искусства некоторых мастеров наполнились загадочным и таинственным. Порой, романтики обращались даже к народным сказкам и поверьям. Эпоха романтизма достаточно часто была связана с национальными, демократическими и революционными движениями. В это время было основано несколько литературных движений, среди которых наиболее важным стал примитивизм, появившийся во Франции и «Буря и натиск», характерный для Германии. Старинные книги этого времени демонстрировали повышенный интерес писателей к готическому роману, к старым романсам и балладам.

     

    Для многих немецких писателей и представителей йенской школы, называвших себя романтиками, источником вдохновения стала трансцендентальная философия Фихте и Канта, превыше всего ставившая творческие возможности человеческого разума. Благодаря деятельности Колриджа, новые идеи очень быстро проникли во Францию и Англию, а также существенно повлияли на развитие трансцендентализма в Америке.

     

    Хотя романтизм изначально был основан как литературное течение, он оказал существенное влияние на живопись и музыку. Наиболее ярко это течение проявилось в графике и живописи, и намного меньше – в архитектуре. Старинные картины восемнадцатого столетия – это преимущественно живописные руины и горные пейзажи, отличавшиеся динамичностью композиции, объемной пространственностью, насыщенным колоритом и светотенью. Наиболее известными художниками эпохи считаются Делакруа, Тернер, Жерико, Мартин и Фузели. Творческие идеи прерафаэлитов и последователей неоготического стиля в архитектуре также можно рассматривать как особое проявление романтизма.