Старинное искусство самоценной портретной миниатюры

  • 2013-02-28



    В шестнадцатом столетии на территории Европы сложилось искусство самоценной миниатюры, вышедшей за рамки иллюстрирования письменных текстов. В это время с развитием книгопечатания история иллюминированных манускриптов приближалась к своему логическому завершению. Большинство первых миниатюристов, вероятно, изначально обучались традиционной книжной иллюминации, после чего просто приспосабливали технику темперы, масляной живописи и водных красок для создания портретов, писавшихся, в основном, на глянцевых карточках или на тонких пластинках, изготовленных из слоновой кости.

     

    Основными центрами европейской живописи в ранний период развития этого искусства стали Фландрия, Франция и Италия. Со временем старинные картины миниатюрного характера начали создавать также мастера других стран Европы. В шестнадцатом и семнадцатом столетии многие художники стали постепенно переходить от религиозного к светскому искусству, создавая небольшие портреты на заказ знатных персон, принадлежавших не только к королевскому двору, но и к среднему классу.

     

    В числе первых, наиболее выдающихся мастеров портретной миниатюры был Ганс Гольбейн, прославившийся своими восхитительными станковыми картинами, выполненными на деревянных панелях. Он создал уникальный антиквариат – небольшие портретные миниатюры, многие из которых сохранились до нашего времени. Гольбейн в основном писал темперой, размешивая разные пигменты как с яичным желтком, так и с белком, при смешивании с уксусом позволявшим получить более плотный красочный слой.

     

    Среди английских мастеров особенно интересным был Н. Хиллиард, чьи миниатюрные старинные портреты отличались непрозрачными плотными красками и щедрыми вкраплениями листового золота. В его работах еще отсутствовали тени и преобладали плоскостные формы. Миниатюры ранних мастеров были пространственно двухмерными, однако этот недостаток в полной мере восполнялся тщательным выполнением мельчайших деталей одежд моделей, их ювелирных украшений, вышивок и кружев. В данном случае виртуозное художественное мастерство достаточно часто доминировало над искусством.

     

    Новое поколение портретных миниатюристов, в числе которых был С. Купер и Дж. Хоскинз больше внимания стали уделять тени и свету, делая изображение человека более правдоподобным. Их портретные миниатюры становились истинными произведениями искусства, такими же совершенными, как и большие картины. До середины восемнадцатого столетия главной основой для портретных миниатюр служили глянцевые карточки, однако со временем в моду стали входить пластинки из слоновой кости. В некоторых странах популярностью пользовались также миниатюры, выполненные на медных, серебряных и даже фарфоровых пластинах. Так, миниатюры стали украшением разнообразных предметов декоративно-прикладного характера.

     

    На протяжении нескольких столетий портретная миниатюра оставалась на пике популярности, пока в девятнадцатом веке ее не вытеснил новый вид искусства – фотография.