Кларнет – один из самых интересных деревянных духовых инструментов

  • 2013-02-23



    На рубеже семнадцатого и восемнадцатого столетий был изобретен один из самых интересных музыкальных инструментов, в дальнейшем вошедший в группу традиционного симфонического оркестра. Ним стал старинный кларнет, созданный в начале восемнадцатого столетия И. Деннером, занимавшимся изготовлением деревянных духовых инструментов на территории Нюрнберга.

     

    Прообразом кларнета стала древняя французская свирель шалюмо, широко использовавшаяся в оркестрах Франции. Деннер удалил из свирели трубочку, в которой располагался пищик, а также использовал вместо надрезного языка камышовую пластинку-трость, прикрепленную к деревянному мундштуку. Изначально старинный мундштук не отделялся от основы инструмента, составляя с ним единое целое. При этом трость касалась верхней губы, так как мундштук был установлен тростью вверх.

    На кларнете, созданном Деннером, левая рука исполнителя располагалась на нижнем колене, а правая – на верхнем, то есть в противоположном положении сравнительно с теперешней постановкой. Со временем Деннер отказался от камеры, где располагалась трость, и занялся расширением диапазонных возможностей инструмента. Он увеличил количество игровых отверстий до восьми, получив целую серию новых звуков. В дальнейшем в кларнете появилось еще несколько отверстий, одно из которых было установлено на тыльной стороне. Кроме того, Деннер снабдил их специальными клапанами, позволившими получить еще два звука.

    Постоянно усовершенствуя и дополняя свое изобретение, Деннер увидел, что при открытии второго из двух новых клапанов, передувание на дуодециму стало достаточно удобным, а главное – исполнимым. Именно этот шаг оказался решающим в процессе превращения шалюмо в кларнет. Старинный кларнет получил три октавы, однако его звучание оказалось еще не достаточно ровным, так как все регистры отличались различным тембром. Такой антикварный музыкальный инструмент звучал пронзительно и резко, напоминая звучность трубы, игравшей партию кларино. Так как кларнет с самого начала своего существования обладал раструбом, схожим с трубным, сочетание всех факторов дало название, происходившее от трубы кларино.

    В дальнейшем усовершенствованием кларнета стал активно заниматься сын Деннера, сначала расширивший раструб, что позволило улучшить тембр музыкального инструмента. Также он передвинул вверх клапан дуодецимы и сузил отверстие. Сын Деннера удлинил инструмент и добавил к нему третий клапан. Совершенствованием кларнета занимались многие мастера, в числе которых были Бертольд Фриц, немецкий кларнетист И. Беер, Ксаверий Лефер и виртуозный мастер игры на кларнете Мюллер.

    Девятнадцатое столетие стало временем самого интенсивного развития многих духовых инструментом, в том числе и кларнета. Со временем кларнет достиг совершенства, превратившись в технически сложный инструмент. Этот предмет старины получил более двадцати клапанов, огромное количество рессор, осей и винтов. Многие известные формы, занимавшиеся изготовлением музыкальных инструментов, постоянно совершенствовали конструкцию кларнета, создавая новые модели.