Роскошные и изысканные старинные гобелены

  • 2013-02-23



    Во времена, когда замки обставлялись грубой мебелью, а полы устилались сеном, люди делали все возможное, чтобы создать максимальный уют в своем доме, украшая стены шпалерами. Такие шпалеры представляли собой настенные безворсные старинные ковры с разнообразными орнаментальными и сюжетными композициями. Искусство изготовления шпалер обладает долгой историей. Точное место и дата создания первой шпалеры остается неизвестной, однако принципы ткачества зародились еще в Древнем Египте.

     

    Начиная с двенадцатого-тринадцатого столетий, шпалеры были широко распространенными на территории Западной Европы. Наиболее ранние европейские шпалеры создавались мастерами Германии. Как правило, такой антиквариат изготавливался в небольших мастерских и монастырях. В каменных холодных постройках шпалеры не только служили украшением, но и позволяли сохранить тепло.

     

    Настоящий расцвет шпалерного ткачества пришелся на конец четырнадцатого-шестнадцатого столетий. В это время изготовление панно стало одним из популярнейших видов искусства. Шпалеры было принято развешивать в ратушах и соборах, а во время проведения турниров – на зрительских трибунах. В праздничные дни шпалерами украшали все улицы, вывешивая их на подоконниках и балконах. Главными центрами производства такой продукции стали многие города Фландрии и Франции. Такие старинные ковры часто назывались по имени мануфактуры или города, прославившегося своими уникальными изделиями.

     

    Однажды фламандские мастера приобрели под Парижем красильню, принадлежавшую семье Гобеленов, и организовали в ней шпалерную мастерскую, унаследовавшую это имя. Со временем гобеленами начали называть также ее изделия, пользовавшиеся невероятным успехом. Спустя шестьдесят лет мастерская объединила все парижские шпалерные мастерские и стала Королевской мануфактурой Гобеленов. Так, термин «гобелен» начал использоваться для обозначения стенных ковров практически во всех странах. В русский язык слово вошло в восемнадцатом столетии, на что существенно повлияло появление в Петербурге в 1717 году шпалерной мастерской.

     

    Гобелены ткались по специальным образцам из шерстяных и шелковых нитей. Изначально создавались отдельные части полотна, которые потом сшивались мастерами. Отправной точкой для создания гобелена был «большой шаблон», представлявший собой модель шпалеры, исполненный в натуральную величину. С наступлением эпохи Возрождения рисунки гобеленов стали совершенствоваться. Чаще всего старинные гобелены содержали религиозные и мифологические сюжеты, а порой – галантные и жанровые сцены из жизни. Шаблоны для таких изделий создавались известными художниками, в числе которых были Гойя, Буше, Рафаэль и Байеу.

     

    Обычно гобелены заказывались и изготавливались целыми сериями, в которые традиционно входило двенадцать и более ковров, объединявшихся общей тематикой. Долгое время гобелен считался символом достатка и благополучия. Купить старинные гобелены могли лишь представители высшего общества. Только с появлением специальных машин для массового создания ковров, такой предмет интерьера появился в каждом доме.