Кокошник – традиционный русский головной убор

  • 2013-02-19



    Издавна на Руси основной частью традиционного женского русского костюма был кокошник – оригинальный головной убор в форме округлого щита, гребня или опахала. Кокошник можно было носить лишь замужним женщинам. В девятнадцатом столетии такой предмет старины бытовал в основном в крестьянской или купеческой среде, а вот в допетровской Руси его носили и представительницы боярской среды.

     

    При правлении Петра Первого боярышням запрещалось носить данный головной убор, но все же кокошник так и не исчез из крестьянской среды, используясь в качестве свадебного или праздничного аксессуара. Лишь в конце восемнадцатого столетия кокошник снова появился как элемент карнавального костюма, официально разрешенный Екатериной Великой.

    Кокошник представлял собой легкий веер, изготовленный из толстой бумаги, металлического венца и ленты, пришитой к специальной шапочке или волоснику. Его основа изготавливалась из бархата и штофа, кумача на твердой основе, созданного из простеганного или проклеенного холста. Верхняя часть гребня украшалась орнаментом, живыми или искусственными цветами, позументом, парчой, бусами, бисером, фольгой, речным жемчугом и стеклом. Богатые женщины могли приобрести кокошники, украшенные драгоценными камнями.

     

    Золотыми нитями мастера могли покрывать и затылочную часть. Кокошник сзади фиксировался посредством разноцветных лент, а по краям него могли быть пущены рясны – жемчужные нити, спадавшие на плечи. Такой головной убор часто был обшит сеткой из жемчуга. При надевании кокошника его было принято немного сдвигать на лоб, а затылок закрывать подкладкой из холста, имевшего надставку из малинового бархата. Поверх этого головного убора русские красавицы носили шерстяные или шелковые платки, богато обшитые орнаментом из серебряных или золотых нитей. Платки складывались по диагонали и закалывались под подбородком.

     

    В разных губерниях форма кокошника могла быть различной: его могли изготавливать в виде шапочки, имевшей вытянутые вперед лопасти, закрывающие уши. В Вологде кокошник, называвшийся сборником, имел многочисленные складки над очельем. В Архангельске он отличался овальной формой с большим количеством украшений, а жительницы Тверской и Новгородской губерний носили кокошники шлемовидной формы. В основном вид такого головного убора зависел от особенностей укладывания волос, собиравшихся в жгут или заплетавшихся в две косы.

     

    Такой антиквариат нередко украшался дополнительными лопастями, позатыльниками, обнизями и другими деталями, отличавшимися в разных регионах страны, однако все они крепились к твердой основе – кокошнику. Существовали также так называемые двурогие кокошники с твердым высоким очельем в форме полумесяца или равнобедренного треугольника. Порой, размах такого очелья достигал шестидесяти сантиметров.

     

    В новое время традиция ношения кокошника сохранилась до двадцатых годов прошлого столетия как часть свадебного убора невесты. Этот традиционный убор молодая надевала после венчания и носила его до рождения первого ребенка. Затем, кокошник носили лишь по торжественным случаям или по праздникам. В конце девятнадцатого века во многих российских губерниях кокошник стал заменяться головными уборами другого вида: повойниками, сборниками и наколками.