Искусство ковроделия – гордость Армении

  • 2013-02-17



    Безусловной культурной и исторической ценностью Армении с давних времен является искусство ковроткачества. Старинные ковры, созданные мастерами этого края, - это пример высочайшего качества, красоты и самобытных народных традиций, передававшихся на протяжении многих веков из поколения к поколению. Армянское ковроткачество прошло многовековой путь развития, начиная с достаточно простых изделий, сплетенных на рамах разнообразной формы, заканчивая восхитительными ворсовыми узелковыми коврами, являющимися истинными произведениями искусства.

     

    Развитие ковроделия на территории Армении было вызвано насущной необходимостью, связанной с климатическими условиями, характерными для Армянского Нагорья. Именно от климата в большинстве случаев зависел размер, тип и толщина изготовляемых ковров. Как правило, армянские дома были построены из камня, либо вырублены в скалах, и в них традиционно не использовали деревянные напольные покрытия. Кроме того, Армения всегда славилась наличием большого количества сырья, необходимого для производства ковров.

     

    О существовании ковровых тканей на территории древней Армении свидетельствуют многие археологические находки: части древнеармянских ковров были обнаружены при раскопках, проходивших недалеко от Еревана, а остатки шерстяных ковровых изделий сохранились в одной из древних гробниц. Золотым столетием армянского ковроделия считается эпоха Средневековья, когда изделия местных мастеров стали отличаться собственным стилем. До нашего времени сохранились лишь небольшие фрагменты старинных армянских ковров, сотканных в раннесредневековый период, однако об их особенностях можно судить по древним манускриптам, украшенным большим количеством миниатюр с изображением ковровых изделий.

     

    В эту эпоху в Армении можно было купить старинные ковры так называемого «драконового» типа, содержавшие изображения драконов, фениксов, дерева жизни, орнаментов в форме зубчатых ромбов, треугольников и символов вечности. Кроме того, существовали «орлиные» и «змеиные» ковры. В Средние века ковры Армении стали настолько популярными, что «армянскими тканями» стали называть не только ковровые изделия но и все, что было связано с ткачеством.

     

    Новый подъем армянское ковроделие испытало в девятнадцатом столетии: на территории Западной Армении было открыто множество центров по изготовлению такой продукции. Кроме того, во многих городах России население с армянскими корнями вручную изготавливало оригинальные ковры с традиционными народными рисунками. Армянские продукты ковроткачества превратились в отдельную ветвь художественного искусства и привлекли особое внимание антикваров и исследователей. Такой антиквариат появился во многих музеях мира, а в конце девятнадцатого столетия на европейском рынке стали открываться магазины, где можно было купить старинные и современные армянские ковры.

     

    Большинство ковров, изготовленных в период с девятнадцатого по двадцатое столетие, было разделено на медальоны, традиционно имевшие ромбовидную форму. Символы и узоры этого времени нередко во множество рядов покрывали ковер, а порой, располагались по центральной оси или вразброс. Центральная часть, медальоны и границы в армянском ковре содержали большое количество стилизованных элементов, среди которых наиболее популярными были изображения птиц, змей, крестов, свастик, домашних животных, Древа Жизни, разнообразных розеток, пеших людей или всадников.