Трещотка – простое самозвучное приспособление с народной традицией

  • 2013-02-14



    История появления народных русских инструментов уходит в далекое прошлое. Иконографические материалы, старинные фрески, миниатюры рукописной литературы, народные лубочные картины – все эти исторические источники свидетельствуют о разнообразии музыкальных инструментов, использовавшихся нашими предками. Кроме того, многие археологические находки подтверждают существование самобытной музыкальной культуры на территории древней Руси.

     

    С давних времен повседневный быт русского народа был просто немыслимым без музыкальных инструментов. Многие жители страны владели секретами изготовления простых звуковых инструментов и бережно передавали их следующим поколениям. С раннего возраста детей приобщали к тайнам мастерства, а подростки, наблюдая за процессом изготовления музыкальных инструментов, получали первые навыки.

     

    Одним из интереснейших, исконно русских приспособлений для извлечения музыкальных звуков, стала старинная трещотка. Этот предмет старины появился еще в древние времена и представлял собой самозвучный инструмент или так называемый идиофон, источником звука в котором было само тело инструмента. Трещотка широко использовалась народными музыкантами во время плясок, а также при проведении свадебных обрядов. Она состояла из ряда деревянных плашечек, обычно нанизывавшихся на кожаный ремешок. При изготовлении высушенные деревянные пластины отделялись друг от друга при помощи небольших планок, расположенных у основания. Это позволяло получить достаточно специфический оригинальный, но весьма приятный слуху звук, напоминавший треск.

     

    Такие старинные музыкальные инструменты обязательно изготавливались из идеально высушенного дерева. Чаще всего для создания трещотки использовалась древесина дуба, ведь она обеспечивала необходимые музыкальные свойства. Чтобы получить звук, музыканту стоило лишь правильно взяться за ремешок и ритмично, с разной силой и наклоном встряхивать трещотку. Также при игре этот музыкальный инструмент можно было растягивать как гармошку и сжимать с силой: это позволяло получить большое количество дополнительных ритмов и звуков.

     

    Купить старинный музыкальный инструмент можно было с четырнадцатью или более деревянными дощечками. В давние времена трещотка, благодаря своей простой конструкции, получила всенародную любовь и обязательно входила в музыкальные ансамбли, наряду с деревянными ложками, гуслями и гармонью. Кроме того, трещотка нередко становилась любимой игрушкой малышей, познававших мир через звенящие громкие звуки трещотки.

     

    С давних времен было известно несколько видов трещоток: курские экземпляры состояли из четырнадцати пластин, имевших размер пятнадцать на семь сантиметров. Они отличались также наличием в нижнем ряде пластин с закругленными углами. В некоторых моделях этого музыкального инструмента крайние пластины имели большую длину и были оснащены рукоятками. Порой, на ручке трещотки крепилось несколько пластинок, а сама ручка крепилась на внешней пластине. При этом время как остальные деревянные плашечки привязывались к ней нейлоновой леской или шнуром.