Кресты-мощевики и другие формы хранения святых мощей

  • 2013-02-13



    На протяжении многих столетий представители православной и католической церкви с особым уважением почитают останки святых, известных в христианской церкви. Вера в святость мощей обладает древним происхождением и упоминается в письменных источниках, датированных вторым веком. Догмат почитания этой святыни с ее обязательным помещением в алтари храмов был окончательно закреплен в 787 году.

     

    Данный предмет культа традиционно хранится в специальных предметах, занимающих свое место в жизни православной церкви. Одними из них являются кресты-мощевики или энколпионы. Такие предметы старины были привезены на Русь из Византии и использовались для хранения частиц мощей или определенных святынь. Порой, в энколпионах сберегались Святые Дары, которые в эпоху гонений первые христиане получали для Причащения на дому. Старинные мощевики могли иметь разную форму, однако наиболее распространенными были мощевики, изготовленные в форме креста, а также изделия, украшенные иконами, ведь в них соединялась сила нескольких предметов священного характера, которые можно было одновременно носить на груди.

     

    Кресты-мощевики состояли из двух половин и имели углубление на внутренней стороне, образовавшее плоскость, куда укладывались святыни. Чаще всего в них помещался ладан, кусочек ткани или даже пучок волос. Такие старинные кресты, будучи заполненными, обретали большую целительную и защитную силу.

     

    Мощевики могли иметь различную форму. К таким культовым предметам относились также наперсные кресты, внутрь которых вкладывались частицы мощей, заливавшихся воскоматикой, предохранявшей их от повреждения или выпадения. Древние кресты-мощевики обладали особой ценностью, поэтому их было принято заключать в драгоценные ковчеги, украшать камнями и золотить. Они нередко включались в сосав предметов, использовавшихся при захоронении и служили важнейшими семейными реликвиями, передававшимися по наследству.

     

    Святые мощи хранились также в ковчежцах – небольших ящичках, куда можно было помещать одновременно мощи нескольких святых. Ковчежец было принято устанавливать под престолом православного храма во время его освящения епископом. Такие предметы нередко изготавливались из драгоценных металлов, а некоторые из них становились значимыми примерами ювелирного искусства.

     

    Еще одной формой хранения мощей была рака – деревянный или металлический гроб, в котором мощи иногда открывались для поклонения. Раки также были истинными произведениями искусства, изготовленными из драгоценных металлов и камней и украшенными резьбой или литьем. Раки, не открывавшиеся для поклонения, назывались «под спудом». Мощи святых часто помещали в небольшие предметы декоративного и прикладного искусства: перстни, кресты или в панагию. Кроме того средневековые люди верили, что святые реликвии, установленные в рукоять оружия, могли усилить его эффективность.