Русское ковроделие – искусство, складывавшееся веками

  • 2013-02-09



    На протяжении многих столетий на территории России развивался такой вид декоративно-прикладного искусства как ручное ковроделие, всегда находившееся в неразрывной связи с остальными видами художественных ремесел. В нем нашли отображение не только общерусские, но и местные традиции народной культуры. В быту русского народа старинные ковровые изделия с давних времен стали широко распространенными. Это и определило многообразие композиций, наблюдающихся как в современных, так и в сохранившихся до нашего времени русских коврах. В прошлом народные умельцы ткали гладкие безворсовые и махровые ковры, а вот в советские времена практически на всех отечественных фабриках было налажено производство ворсовых моделей.

     

    Когда именно на Руси зародилось ковроделие, достоверно определить трудно, так как никаких документальных данных об этом не сохранилось. Однако археологические находки, обнаруженные при раскопках захоронений одиннадцатого и двенадцатого столетий, свидетельствуют о широком распространении узорного ткачества на Киевской Руси. Купить старинный ковер в те далекие времена мог далеко не каждый житель страны, ведь они изготавливались исключительно вручную, а на их производство могло уходить от двух лет до нескольких десятилетий. Ковер представлял собой большую ценность: этот антиквариат был главным предметом среди посольских даров и изымался наряду с другими произведениями искусства в качестве дани.

     

    Как известно, на территории России еще до появления первых мануфактурно-фабричных производителей ковров при крупных вотчинах и монастырских хозяйствах работали ковровые мастерские. Настоящими шедеврами коврового искусства были изделия русских мастериц шестнадцатого-семнадцатого столетия. Они занимались изготовлением восхитительных шитых ковров, расшивая привозные ткани серебром, цветным шелком и золотом.

     

    Важной страницей в истории русского ковроделия стали старинные ковры шестнадцатого века, позволяющие познакомиться с творчеством многих мастеров и художников, выполнявших как тканые, так и шитые ковры для украшения боярских и княжеских хором. С этим временем связано появление традиционного русского цветочного ковра. В период развития торговых путей, ручное производство ковров было налажено на территории Урала, Западной Сибири, по берегам Волги, на юге и на севере страны.

     

    В русском ковроделии, существовавшем в период с тринадцатого по девятнадцатое столетие, прослеживалось четкое разделение промысла на деятельность помещичьих фабрик или мастерских и крестьянское домашнее производство ковров. В художественном оформлении каждого русского ковра наиболее точно отражался дух каждой эпохи, так как все они изготавливались в соответствии со стилем убранства домов и архитектуры.