Визуальная обманка – старинная мебель в технике тромплей

  • 2013-02-08



    Уже несколько столетий существуют разные приемы и техники, использующиеся для создания предметов и произведений искусства, вызывающих визуальные иллюзии. Одним из них стал так называемый эффект обманки, названный красивым французским термином тромплей или «обман зрения». Особенно популярным тромплей стал в мебельном производстве, ведь благодаря ему, мебельные мастера изготавливали старинные предметы интерьера, отличавшиеся оригинальными композициями и образами.

     

    Считается, что стиль тромплей был изобретен голландским художником Хогстратеном Самуэлем Ваном, известном учеником Рембрандта. Однажды он решил отказаться от художественного стиля своего учителя и занялся созданием оптических иллюзий. Глядя на его произведения, возникало ложное представление, что нарисованные объекты находились в трехмерном пространстве, хотя на самом деле мастер изображал их в двухмерной плоскости. Его старинные картины назывались «волшебными ящиками», на стенках которых были нарисованы различные предметы, вызывавшие иллюзию реальности. Один из таких «ящиков» по сегодняшний день находится в коллекции Лондонской национальной галереи.

     

    Многие исследователи, изучавшие археологические находки, считают, что данный прием использовался еще в Древнем Риме и Древней Греции. Классическим примером античного тромплея стали настенные изображения окон, дверей или атриумов, служившие для создания ложного ощущения, что комната имеет большую площадь, нежели в реальности.

     

    Тромплей на протяжении долгого времени был излюбленной техникой знаменитой мебельной компании Cappellini. Однажды фирма выпустила удивительное старинное кресло, на котором изображались «рассыпанные» предметы из дамской сумочки. Каждый предмет был настолько реальным, что прежде чем сесть в кресло появлялось желание сдвинуть вещи в сторону. Дизайнером Полом Смитом были разработаны легкие антикварные стулья для столовой, каждый из которых содержал след «пиршества»: забытые вилки со спагетти, кусочки блюда и пятна от напитков.

     

    Особенной популярностью пользовались старинные столики, выполненные в технике тромплей. Работа над ними была невероятно трудоемкой, ведь мастеру приходилось применять такие сложные техники, как инкрустация и мозаика. Мебельщики достигали иллюзии настоящих объемных предметов. Купить раритетную мебель с изображением лежащих на ее поверхности письменных принадлежностей, карт и монет желал каждый представитель высшего общества. Настоящие профессионалы достигали такого мастерства, что удивляли покупателей своими пейзажными столиками с так называемым прорывом в пространство.

     

    Неповторимой была старинная мебель тромплей, созданная Пьеро Форназетти. Мастер полагал, что каждый предмет интерьера можно декорировать на все сто процентов и при этом он не потеряет своего главного назначения. Он в совершенстве овладел искусством тромплей, а его изделия стали смесью архитектурных перспектив и иллюзионизма. Форназетти особенно часто использовал изображения бабочек, рыб, игральных карт, архитектурных строений и книг. Известные производители мебели, художники и архитекторы по сегодняшний день неравнодушны к удивительной технике тромплей, ведь она способна внести новую, свежую нотку в любой интерьер, и создать желаемую иллюзию.