Музей Брокара – несостоявшаяся мечта страстного собирателя
-
2013-02-07
Так вышло, что одна из главных достопримечательностей Москвы девяностых годов девятнадцатого столетия – Музей Брокара – не вызвала у исследователей особого интереса ни при жизни создателя, ни после его смерти. Но все же, современники собирателя уже тогда догадывались об особой ценности его коллекции. Впервые об уникальной картинной галерее и научных собраниях известного московского парфюмера заговорили в 1903 году. Музей Брокара по своей универсальной коллекции, а также по организационной структуре напоминал музей восемнадцатого столетия.
Подобные коллекции постоянно создавались на одинаковой основе и содержали в себе старинные книги, собрания фламандской и голландской живописи семнадцатого-восемнадцатого столетий, французские и итальянские антикварные картины тех же столетий. Говоря о предметах прикладного искусства, в такие собрания входили изделия из фарфора и стекла, антикварная мебель, бронза не входили.
В отличие от известных коллекционеров, занимавшихся созданием собрания из предметов, принадлежавших к конкретным периодам или тематике, Брокар стремился вовсе не к организации научной коллекции, а личного музея. Используя свои знания, он выстраивал конкретный исторический ряд, не претендуя на всеохватность.
Его собрание стало своеобразным портретом коллекционера, рассматривая который можно увидеть отсутствие необходимых систематических знаний, но наличие увлеченности и чувственной страсти человека, отыскивавшего предметы старины в лавках старьевщиков, опережавшего всех конкурентов на распродажах. Он мог купить антиквариат, чтобы заполучить произведение искусства, которым можно не только наслаждаться, но и дарить при его демонстрации радость окружающим. Брокар страстно и весьма беспорядочно коллекционировал майолику, старинное оружие, бронзовые изделия, фарфор, мебель и даже ткани.
В качестве основы для универсальной коллекции Генрих Брокар выбрал галерею живописных полотен западноевропейских мастеров, включавшую в себя произведения всех без исключения ведущих европейских школ. Особенно его интересовали антикварные картины французских художников. На втором месте в его коллекции оказались фламандские и голландские мастера, а на третьем – малоизвестные в те времена русские художники. Из-за таких необычных увлечений многие профессиональные коллекционеры называли Брокара «собирателем разного хлама». Его собрание не было организованным: рядом с современными живописцами могли висеть гениальные произведения старых мастеров.
Также галерея Брокара включала в себя Зал королевских портретов и большое количество полотен с изображением известных личностей разных народов и времен. Роль научной коллекции у Брокара выполняли старинные иконы, а также собрание, состоявшее из 12 тысяч оттисков с резных камней, антикварных медалей и монет. Также в брокаровском собрании было небольшое количество изделий из стекла, несколько шкатулок и вееров. Однако наиболее интересной для современников оказалась его коллекция мебели и бронзы.
За свою жизнь Брокар собрал несколько тысяч предметов старины, но все же коллекционирование антиквариата никогда не было для него важнее парфюмерного бизнеса, поэтому он не занимался вдумчиво и серьезно собирательством и не стремился очистить коллекцию от вещей, не имевших культурной или исторической ценности.