Чернильница - главная часть старинного письменного набора

  • 2013-02-06



    До появления бумаги древние люди в качестве «писчего материала» использовали разнообразные материалы, поддававшиеся обработке: папирус, глину, камень, листья пальмы, шелковую и хлопчатобумажную ткань или дерево. Инструментами для письма также могли быть разные древние принадлежности: перья, металлические орудия, кости, палочки из дерева. А вот в качестве краски с давних времен использовались добытые из растений цветные растворы, лак, красная глина и, конечно же, чернила. Каждый подобный старинный предмет был своеобразным памятником своей эпохи и обладал неповторимой историей усовершенствования и использования.

     

    Рецепты наиболее древних чернил до нашего времени не сохранились, однако известно, что египетские писцы использовали смесь масла и сажи для написания текстов на пергаменте. Кроме того, археологические находки свидетельствуют, об использовании аналогичного состава на территории Древнего Китая. В Европе старинные чернила появились гораздо позже. В третьем столетии их в большом количестве использовали в Риме и Греции. Древнеримские мастера изготавливали из киновари и пурпура так называемые «придворные чернила», использовавшиеся лишь для написания государственных документов.

     

    С появлением первых чернил, возникла необходимость в специальных сосудах для их хранения. Первая старинная чернильница была найдена археологами в древнеримском городе Геркулануме, засыпанном пеплом. Этот предмет старины представлял собой глиняную чашу, на дне которой сохранился осадок темного цвета. После проведения исследований выяснилось, что это была самая древняя чернильница, в которой на протяжении тысячи лет находились древние чернила, изготовленные из сажи, разведенной маслом. Со временем сосуды для чернильниц стали изготавливать из металла, рога или кожи.

     

    Более привычные старинные чернильницы из стекла впервые начали производить англичане. Именно английским стеклоделам удалось разработать так называемые безопасные чернильницы. Их горлышко было снабжено специальной конусообразной воронкой, не препятствовавшей вытеканию чернил даже при опрокидывании сосуда. Также в обиходе появились специальные походные чернильницы, представлявшие собой небольшие бутылочки с узкими горлышками, носившиеся на груди в боковом кармане.

     

    В зависимости от страны и эпохи чернильницы имели разные размеры и изготавливались из разнообразных материалов: фарфора, металлов, камня или полимеров. Для богатых домов мастера создавали экземпляры из драгоценных металлов, богато инкрустированные камнями, росписью и эмалью. Купить старинную чернильницу такого типа можно было лишь у наиболее известных производителей. Они часто служили подарками для высокопоставленных персон. Истинными произведениями искусства считались чернильницы Фаберже и де Мальи, ставшие ценными предметами антиквариата музейного уровня. Чернильница служила главной частью письменного набора на протяжении многих столетий, пока в использовании не появились поршневые ручки, заправлявшиеся чернилами, и шариковые авторучки.