Спичечные этикетки, прославлявшие победу советской армии
-
2013-02-05
В отечественной филокартии одними из наиболее ценных экспонатов являются старинные спичечные этикетки, посвященные теме победы советских войск в мировых войнах. Впервые достаточно условное упоминание на спичечной продукции героического прошлого страны датировано 1959-м годом, когда в продаже появились спички с целой серией этикеток с изображением городских пейзажей Сталинграда. Такой антиквариат продавался в огромных количествах. А вот героическому городу Ленинграду была посвящена серия подарочных спичек с великолепными историческими пейзажами, не имевшими даже косвенного воспоминания о сложнейшей войне.
В шестидесятых годах впервые стали появляться спички, этикетки которых содержали изображения медалей за оборону и архитектурные сооружения четырех главных городов-героев. В 1961 году в продажу поступила серия спичек «Слава Советской армии», в которой было две этикетки, содержавшие сюжеты Великой Отечественной. Особенным для филокартистов стал 1963 год, когда они получили возможность купить спичечные этикетки, входившие в большую серию с изображением памятников, установленных в стране в честь славной победы и героев войны.
Хотя в сердцах советских людей память о войне никогда не угасала, в 1965 году официальное отношение ко Дню Победы изменилось коренным образом. Спустя два десятилетия после окончания войны, 9 мая снова стал нерабочим днем, а по территории всей страны стали проводить разнообразные мероприятия, посвященные почтению памяти «павших и живых». Спичечные фабрики также не оставались в стороне, занимаясь серийным выпуском спичек не только в «традиционном» исполнении, но и в «подарочном» формате.
Одна из этих серий стала продолжением коллекции 1963-го года: построение этикеток осталось прежним, однако памятники были изображены совершенно другие. Если эта серия была посвящена памятникам общественного характера, то еще одно собрание, выпущенное в том же 1965 году, содержало портреты людей, отличившихся во время Отечественной войны. Разработчики спичечных этикеток включили в серию не только общеизвестных героев, но и тех, о ком в те времена практически никто не слышал.
После 1965 года Великая Победа намного чаще стала использоваться в качестве главной тематики спичечных этикеток. На победные серии оказался богатым и 1975 год. На спичечных коробках появлялись пейзажи городов-героев, количество которых к этому времени официально увеличилось. Кроме того, некоторые отечественные фабрики занимались выпуском подарочных спичечных наборов с этикетками, выстроенными по принципу основных событий войны. В этом же году впервые появился уникальный антиквариат – этикетки, посвященные войсковому соединению СССР. Эта тематика спичечных этикеток является невероятно редкой и практически не встречается в собраниях отечественных филокартистов.