Терменвокс – уникальный электромузыкальный инструмент, созданный в Петербурге

  • 2013-02-01



    Многие современные любители музыки знакомы с таким инструментом, как синтезатор, но лишь небольшой круг людей знает, что его создание было бы невозможным без более раннего прародителя под названием терменвокс. Данный предмет старины стал первым электромузыкальным инструментом в истории музыки. Свое название это восхитительное изобретение получило от имени талантливого физика-акустика Льва Термена, впервые продемонстрировавшего электромузыкальное чудо в 1920-м году.

     

    Терменвокс представлял собой одноголосный инструмент, уникальный по своему строению и способу извлечения звуков. Его оригинальность заключалась в возможности игры без использования прикосновений. Звук, воспроизводимый инструментом, зависел от положения рук музыканта в электромагнитном поле, существовавшем вокруг металлической антенны. Высота звука регулировалась в зависимости от изменения расстояния между правой рукой и одной из антенн, а громкость звука задавалась положением левой руки исполнителя по отношению к другой антенне.

     

    Звучание старинного терменвокса можно сравнить с синтезом голоса человека, звука, издаваемого виолончелью, флейтой, скрипкой, трубой и другими инструментами. В результате такого уникального соединения звуков, получался необычный, фантастический тембр, оказывавший на публику завораживающее влияние. Изобретение Термена практически мгновенно стало невероятно популярным среди ценителей музыки по всему миру. В изначальном варианте терменвокс был одноголосным, но уже в 1975 году был разработан многоголосный вариант, в котором музыкант мог сопровождать любую мелодию аккордами в так называемом темперированном строе.

     

    В схеме терменвокса находилось два генератора, имевших высокую частоту. Звук мог достигать диапазона трех-четырех октав. Впервые этот инструмент появился не в качестве прибора для извлечения музыкальных звуков, а как «радиосторож». Это изобретение очень понравилось Ленину, оценивавшему электротехнические новинки на восьмом Всероссийском съезде. «Радиосторож» оказался забавным прибором, способным не только охранять помещение от нежданных гостей, но и сыграть «Ноктюрн» Шопена. После съезда «радисторожами» были оборудованы Эрмитаж и Госбанк.

     

    Однако наиболее популярным это изобретение стало именно в музыкальной сфере. Сам Лев Термин научился исполнять на нем разные мелодии и даже занимался обучением молодых музыкантов. Владеть игрой на терменвоксе могли лишь исполнители, обладавшие идеальным слухом и координацией движений. Лев Сергеевич имел множество последователей, среди которых была американка К. Рокмор, ставшая одной из первых виртуозных исполнительниц, игравших на терменвоксе. Со временем ассистент Термина создал собственную школу по игре на этом инструменте. Именно он заменил одну из антенн клавишами, а регулирование звука переместил на ножную педаль.

     

    Со временем старинный терменвокс множество раз усовершенствовался, получая все больше поклонников. Специально для него известные композиторы создавали удивительные симфонии, многие из которых использовались в качестве музыкального оформления к легендарным жемчужинам кино.