А. Н. Бенуа – легендарный художник эпохи русского модерна

  • 2013-01-24



    А. Бенуа вошел в историю как яркий представитель мира искусства эпохи русского модерна. Хотя многие считают этого мастера лишь талантливым живописцем и графиком, его деятельность на самом деле была более широкой и разнообразной. Бенуа был великолепным театральным художником, литератором и издателем, создавшим современный образ книги.

     

    Еще в студенческие годы Александр Николаевич начал изучать историю искусства. Кроме того, он самостоятельно занимался живописью и рисованием. Эти увлечения были для него настолько важными и основательными, что он написал целую главу об истории русского искусства, вошедшую в третий том издания «История живописи в девятнадцатом веке». О Бенуа сразу же заговорили как о профессиональном искусствоведе, сумевшем перевернуть все ранее существовавшие представления об отечественном искусстве.

     

    В 1897 году после посещения Франции, Александр Николаевич начал работу над своей легендарной серией акварелей «Последние прогулки ЛюдовикаXIV». Художник неоднократно путешествовал по Италии и Франции, где копировал самые важные культурные и исторические ценности, изучал литературу Запада и технику гравюры. Эти знания и заложили фундамент его художественного образования.

     

    В 1893 году Бенуа показал себя как талантливый пейзажист, создавший удивительные акварели петербургских окрестностей. В период с 1897-го по 1898-й год гуашью и акварелью он написал серию пейзажей с изображением Версальских парков, передав в них оригинальную атмосферу старины. В конце 19 и начале 20 столетия Бенуа снова стал посвящать свое творчество пейзажам Петергофа, Павловска и Ораниенбаума. Его старинные картины отобразили все величие и красоту архитектурных строений восемнадцатого века.

     

    Обладая эрудицией и педагогическим даром, в конце 19-го столетия Бенуа организовал объединение под названием «Мир искусства» и стал его главным вдохновителем. В это время он часто работал с книжной графикой, неоднократно выступал в печати и публиковал в газете «Речь» свои «Художественные письма». Особенно плодотворной была его деятельность в сфере истории искусств, а также работа в различных организациях, занимавшихся охраной старины и памятников искусства. В 1918 году Бенуа стал еще и заведующим Картинной галереей в Эрмитаже.

     

    С началом двадцатого столетия, всесторонне развитый мастер занялся иллюстрацией известнейших произведений Пушкина. Его художественное творчество главным образом было направлено на воссоздание истории. Чаще всего его антикварные картины отображали две темы – историю Франции при Людовике XIV и пейзажи Петербурга восемнадцатого и начала девятнадцатого столетия. К ним художник неоднократно возвращался при создании великолепных серий произведений.

     

    В истории книжной графики Бенуа отметился как создатель уникальной «Азбуки в картинках», иллюстраций к произведению Пушкина «Пиковая дама» и восхитительных рисунков к «Медному всаднику». Неоднократно художник работал с оформлением театральных представлений и опер. За свою жизнь Александр Бенуа создал множество достойных произведений, в числе которых наиболее значимыми считаются старинные картины «Прогулка короля», «Итальянская комедия», «Фантазия на Версальскую тему» и другие ценные предметы антиквариата.