Особенности бумажных бонн 1898 и 1899 года

  • 2013-01-23



    С началом двадцатого столетия дизайн бумажных денежных средств России отличался так называемым «русским стилем». Утвердившись сначала в искусстве, после Русско-турецкой войны он стал применяться и в дизайне денег. Русские рубли стали истинно «народными». Создатели новых экземпляров денег начали обращаться к типичным символам и традиционным образам, много столетий существовавшим на Руси.

     

    Такие старинные купюры содержали изображения северной избы, древних палат и деревянных резных иконостасов. Рисунки обязательно обрамлялись орнаментами, использовавшимися в давние времена в процессе оформления русских летописных книг. Кроме того, все надписи были выдержаны в стиле древнерусских печатных шрифтов. Особенно актуальной эта символика оказалась при правлении Александра III. Бумажные рубли пользовались уважением как в крестьянской и купеческой, так и в дворянской среде. Такой антиквариат нравился и консерваторам, и либералам. Эти старинные бумажные деньги подчеркивали идею государственной поддержки развивавшего российского капитализма.

     

    Единственным недостатком новых купюр стало использование в дизайне излишней симметричности и правильных линий, разделявших полезные и прекрасные элементы. На деньгах изображались настолько монументальные и символичные фигуры и архитектурные элементы, что фальшивомонетчики могли без труда по частям невероятно точно перерисовать весь сюжет банкнот. Для опытных мастеров российские деньги оказались «проще спичек».

     

    Символом данной эпохи по праву считалась пятирублевая купюра, выпущенная в 1898 году, известная под названием «Россия». На ней изображено Отечество в виде сидящей на троне молодой царицы, являвшейся символом мощи и богатства государства. Однако ее лик лишен живости – «держава» была своеобразным идолом и объектом поклонения. В руках России изображен меч и щит. Холодный и равнодушный лик героини немного смягчился на десятирублевой купюре, где вместо меча в ее руке находилась Ветвь Мира.

     

    В этом же году появилась новая сторублевка, а также первый в России билет в пятьсот рублей. Эти старинные купюры с точки зрения полиграфии отличались особым качеством, хотя и не имели целостной сюжетной композицией. Героиней сторублевки стала императрица Екатерина II, в лице которой четко просматривались человеческие, живые черты. Однако 500-рублевая купюра с изображением Петра Iтакими свойствами не обладала. На ней правитель изображен в капитанской форме, а в выражении его лица скорее угадывалось некое недовольство, а не решительность и твердость.

     

    В 1899 году в использование были выпущены билеты с номиналом в 25 и 50 рублей, ставшие завершением серии. 25-рублевая купюра отображенала новые стилевые течения, появившиеся в искусстве. По сути, она оказалась лишь модифицированным вариантом образца 1892-го года. Ее лицевая сторона содержала не простой набор отдельных элементов, а цельную художественную композицию с изображением пьедестала, на котором стоит символическая Россия. Однако в этом варианте вокруг «державы» появились играющие дети, что превратило ее из государыни в мать.

     

    Так, в денежных знаках 1898 и 1899 годов сохранялся искусственный консерватизм политической ситуации, нашедший отображение в обесчеловеченных и монументальных образах на купюрах.