Ар Нуво – многожанровый и элегантный стиль

  • 2013-01-21



    Стиль Ар Нуво вошел в историю искусства как многожанровая и элегантная эпоха, процветавшая с начала 80-х годов девятнадцатого столетия до начала Первой мировой. Его появление было ознаменовано наступлением времени великих перемен в культурной жизни, когда семимильными шагами развивалась промышленная революция, а мир машин уже занял свое прочное место в жизни каждого человека. Все страны стремительно развивались, однако сфера искусства видоизменялась достаточно медленно.

     

    Дизайнеры и художники этого времени выступали в своих работах против «историзма». С появлением среднего класса, имевшего существенное влияние, спрос на изысканные предметы начал стремительно расти. Хотя «машинное» столетие было вполне способно удовлетворить их запросы благодаря товарам массового производства, тиражирование прекрасного чаще всего приводило к безвкусице и неразборчивости. Творческие личности использовали техники и предметы старины, принадлежавшие к разным историческим периодам, однако они оказались настолько неудовлетворенными ситуацией в искусстве, что начали заниматься поисками тенденций, способных создать большой стиль.

     

    Во многих странах он возник практически одновременно, однако был известен под разными названиями. Чаще всего для обозначения нового стиля использовался термин «Ар Нуво» или «модерн». Одновременно с ними существовали и такие условные названия, как «стиль линий», «студио», «стиль 1900», «стиль волн», «Либерти» или «цветочный стиль».

     

    Последователи стиля Ар Нуво в искусстве отказались от прямых углов и линий и начали использовать естественные плавные силуэты. Чаще всего мастера отдавали предпочтение изображению растительного и животного мира. Одним из фирменных знаков Ар Нуво стала вышивка под названием «Удар бича», созданная Г. Обристом на портьере в 1895 году. Изначально работу называли «Альпийские фиалки», однако изображенные мастером необузданные движения стебля растения породили термин «удар бича».

     

    Художники и архитекторы стремились создавать единый стиль, в котором можно было связать воедино все элементы интерьера и архитектурного объекта. У истоков этой идеи в стиле Ар Нуво находился легендарный английский художник, социалист, поэт и ремесленник Уильям Моррис. Совместно со своими друзьями он превратил собственный дом в истинное произведение пространственного искусства, в уникальную гармоничную среду. Его эксперимент был повторен многими мастерами, самостоятельно проектировавшими свои дома, тщательно разрабатывая каждый отдельный элемент – от дверных ручек до столовых приборов и одежды для всех членов семьи.

     

    Последователи этого стиля черпали вдохновение с природы. Наиболее распространенными мотивами предметов и произведений искусства становились разные экзотические растения, цветы, птицы и насекомые. Благодаря принципу единства всех элементов, каждый проект по созданию предметно-пространственной среды был художественно целостным и завершенным. Ар Нуво оказался не просто стилем, а целым мировоззрением, синтезировавшим все направления искусства. В эпоху расцвета этого стиля общество начало ценить архитекторов и ремесленников также высоко, как скульпторов и художников.