Первые фарфоровые фигурки в Европе – изысканное украшение праздничного стола
-
2013-01-15
Среди коллекционеров фарфоровых изделий одними из наиболее ценных являются старинные статуэтки и фигурки Мейсеновской мануфактуры. Именно здесь была основана первая в Европе фабрика, занимавшаяся производством малых скульптурных изделий, начиная с 1735 года. Уже спустя год после основания мануфактуры, граф Брюль заказал на фабрике крупное украшение стола, содержавшее выполненные из фарфора сцены охоты с невероятно реалистичными домами, пейзажами, деревьями, животными и уникальными фарфоровыми фигурками охотников.
В те времена статуэтки из фарфора использовались преимущественно в качестве украшения стола, не только радовавшего глаз, но и служившего средством передачи разных политических посланий. Так, чтобы наилучшим образом продемонстрировать свой престиж, богатство и значительность, хозяин украшал стол богато декорированными фарфоровыми фигурками. Такую традицию вскоре переняли многие влиятельные дома.
Наибольшее количество статуэток из фарфора требовалось для достойного декорирования десертного стола. Количество таких изделий напрямую зависело от интересов гостя и от значимости того или иного мероприятия. В традиционных наборах обязательно содержались придворные сцены, фарфоровые фигурки купцов, людей, одетых в народные костюмы, солдат, комедиантов, а также скульптуры аллегорического характера и фигурки мифичных богов.
Такой антиквариат очень быстро стал заменой популярных ранее украшений стола, изготавливавшихся из съедобной выпечки. Фигурки находились в распоряжении королевского кондитера, занимавшегося декорированием стола. Мастера, работавшие с фарфором, изготавливали целые серии фигурок. Многие осовремененные собиратели готовы тратить сотни тысяч долларов, чтобы заполучить все предметы из определенной коллекции статуэток.
После появления первых Мейсеновских фигурок, фарфоровые статуэтки начали производить также другие европейские мануфактуры. На немецких фабриках производились объемные наборы фарфоровых фигурок и удивительные архитектурные модели. Со временем для частных клиентов начали производить отдельные группы статуэток из фарфора, посвященные определенной тематике.
Наиболее популярными фарфоровые фигурки стали в восемнадцатом столетии. В это время в продаже стали появляться изделия во французском стиле, полностью отличавшиеся от ранних моделей. Чаще всего мастера изображали сценки из жизни буржуазного общества, порой носившие наставительный сентиментальный смысл, а порой – сатирический характер. Такие изделия были раскрашены яркими цветами и часто перегружались узорами. При этом не закрашенные части белого фарфора полностью отсутствовали. Такой стиль фарфоровых фигурок наиболее точно соответствовал эпохе неоклассицизма.
С распространением идей эпохи Просвещения и началом Французской революции, отражение культуры дворцового барокко вышло из моды и перестало восприниматься обществом. По этой причине на протяжении многих десятилетий фарфоровые фигурки представляли собой имитации классических мраморных статуй, изготавливавшихся из бисквитного фарфора, не покрывавшегося глазурью.