Академизм как направление в живописи

  • 2013-01-12



    В период с семнадцатого по девятнадцатое столетие на территории Европы господствовал такой стиль живописи, как академизм. Первые академии здесь стали появляться в шестнадцатом и семнадцатом столетии. Это направление было образовано на основе внешних форм классического искусства. Представители творческой среды, следовавшие идеям академизма, характеризовали данный стиль как рассуждение над главными формами искусства эпохи Возрождения и древней античности.

     

    Академизм не только стал воплощением традиций искусства эпохи античности, но и служил важным элементом в компоновке объектов. Последователи этого стиля идеализировали образ натуры, при этом компенсируя норму красоты. Европейские академии в своей деятельности основывались на строго регламентированной системе обучения, направленной на оформление большого стиля, призванного прославлять правящую династию и государственную власть.

     

    Антиквариат, созданный в эту эпоху, подчинялся монументальным формам. В академической системе главное значение уделялось классическому рисунку и таланту построения композиции с применением правильной, итальянской перспективы. Академии рассматривались как прогрессивное явление, ведь они способствовали формированию государственных художественных школ, занимавшихся воспитанием талантливых кадров.

     

    В академизме современная действительность не считалась достойной «высокого» искусства, поэтому в данную эпоху ей противопоставлялись идеализированные образы, вненациональные и вневременные нормы красоты, а также сюжеты, далекие от реальности. Старинные картины отличались отвлеченностью цветов и моделировок рисунков, а также театральностью поз, жестов и композиций.

     

    Как правило, академизм рассматривался как официальное направление в буржуазных и дворянских государствах, поэтому свою идеалистическую эстетику он направлял против реалистического национального искусства. В середине девятнадцатого столетия в академиях художеств была принята далекая от реальности система ценностей, ориентировавшаяся на идеальную красоту. Это существенно противоречило развитию живых художественных процессов, что стало причиной появления протестов со стороны молодых художников с демократическими настроениями. Они не поддерживали тем дипломных работ, предполагавших написание произведений с историческими, мифологическими и библейскими сюжетами, полностью игнорировавшими события, происходившие в реальной жизни.

     

    Так, понятие академизма стало носить негативный характер и использоваться при обозначении догматических норм и приемов. В девятнадцатом столетии академические школы, возглавленные в России Ф. Бруни, в Италии – А. Кановой и Д. Энгром – во Форанции, опирались на традицию классицизма и вели борьбу с натуралистами, реалистами и романтиками. При этом они все же воспринимали некоторые стороны их методов, создавая эклектичное салонное искусство. Под влиянием реалистов и передвижников академизм распался, сумев сохраниться в новых формах неоклассицизма в конце девятнадцатого и начале двадцатого столетия лишь в некоторых странах.

     

    На сегодняшний день произведения академистов пользуются у коллекционеров особой популярностью и нередко становятся главными лотами аукционов. Эпоха академизма дала миру множество талантливых мастеров, в числе которых Ж. Энгар, А. Кабанель, У. Бугеро, Ф. Бруни, К. Брюллов, А. Иванов и другие художники.