Люстра – главный осветительный прибор давних времен и современности

  • 2013-01-05



    Среди всех известных старинных и современных осветительных приборов люстра, несомненно, является наиболее популярной, ведь по сегодняшний день она идеально дополняет практически каждое жилое или промышленное помещение. Первые подвесные светильники появились еще в двенадцатом столетии – это были паникадила, использовавшиеся исключительно в соборах и храмах.

     

    Паникадило подвешивалось под основным куполом собора и традиционно состояло из специального стержня с прикрепленными к нему острогами со свечниками, украшавшимися фигурными подвесками. Для изготовления таких старинных светильников использовалось кованое железо, литая медь, олово или даже серебро. Горючим материалом в паникадиле служили восковые или сальные свечи. Именно такие приспособления в свое время оказались настоящим прорывом в долгой истории развития люстр. Они имели огромные размеры и поражали роскошью и красотой своих удивительных украшений. Конструкция паникадил со временем стала основной для светильников более позднего периода.

     

    Постепенно в жилых помещениях стали появляться люстры, в которых в качестве горючего материала до появления свечей использовалась нефть, масло и животный жир. Такие светильники, получившие название ламп или лампионов, изготавливались в виде изысканных круглых или овальных чаш. С развитием в семнадцатом столетии стеклянной промышленности, люстры получили более сложную конструкцию. Такие старинные предметы украшались огромным количеством разнообразных подвесок, изготовленных из стекла. Люстры этого времени отличались особым блеском, ярким сиянием и величественностью.

     

    Подобные светильники появлялись только в наиболее престижных залах дворцов. Чтобы каждое дворцовое мероприятие было максимально торжественным, на потолки подвешивали огромные люстры с сотнями свечей. Первые в России люстры из стекла изготавливались в селе Измайлово на специальном заводе, возведенном по указу Петра I исключительно для производства подвесных светильников.

     

    Петербург, следовавший высочайшим европейским канонам, требовал восхитительного убранства не только экстерьера, но и интерьера зданий. Современная по тем временам внутренняя обстановка требовала более мощных и совершенных осветительных приборов. Помимо больших люстр для торжественных случаев использовались также фонари самых разных конструкций, канделябры, стенники и бра. В то же время популярными были абсолютно новые люстры, исполненные в стиле «русского барокко», создававшиеся из розовато-лиловых или бесцветных подвесок.

     

    В восемнадцатом веке в России появился фарфор, позволивший декорировать люстры более легким материалом, заменившим железные гирлянды и кованые фигуры. Сначала такие уникальные осветительные приборы появились во дворцах и домах известных сановников Петербурга, и лишь со временем стали украшением жилых помещений простого народа.

     

    В конце девятнадцатого столетия наиболее распространенными стали керосиновые лампы, ставшие благодаря своей дешевизне массовой продукцией. С появлением в прошлом веке электричества, для освещения в помещениях начал использоваться искусственный свет. Старинные люстры стали более простыми и удобными в использовании. Они изготавливались из самых разных материалов и принимали уникальные, ранее невиданные формы. Постепенно начали развиваться новые технологии, приведшие к появлению современных люстр, использующихся по сегодняшний день.