Художественный переплет – уникальный объект искусства
-
2012-11-23
Искусство художественного книжного переплета существует еще со времен появления первой книги. В эпоху средневековья материалы, использовавшиеся для изготовления переплетов, были достаточно разнообразными. Ними могли быть такие благородные металлы как серебро, золото и платина; эмали, драгоценные камни, слоновая кость, а также жемчуг, которым украшали старинные книги, богослужебного характера. Крышки переплетов нередко создавались из дерева, затем обтягивались бархатом и шелком. На них появлялись восхитительные вышивки из бисера и шнуров. Многие подобные предметы старины изготавливались из кожи разных животных.
Особенно роскошными переплетами отличались библиофильские книги, созданные по специальному заказу герцогов, королей, представителей высшего духовенства и дворянства. Подобные экземпляры со временем стали появляться и в коллекциях богатых собирателей. Для книг пятнадцатого века характерным был достаточно простой декор: чаще всего крышки покрывались «слепым» тиснением в виде диагональных узоров, в которых появлялось тиснение зооморфного, геральдического или растительного орнамента.
В шестнадцатом столетии на переплетах распространенными стали узоры с более правильной геометрией. «Суровая простота» предыдущего столетия сменилась многообразием. Декоративные элементы становились намного изощреннее: помимо блинтового появилось золотое и серебряное тиснение. В это время использовались марокены разных цветов, покрытые золотыми орнаментами или плетеными узорами. Порой кожаные переплеты покрывали небольшим слоем лака или воска, что придавало им еще больший блеск. Они были полихромными, раскрашивались кистью, а порой, на них появлялись целые живописные миниатюры.
В это время западноевропейские переплеты были украшены не только серебряным или золотым, но и цветным тиснением с использованием дополнительной раскраски маслом. Тогда же начала использоваться инкрустация при помощи сочетания разноцветной кожи. Для обеспечения сохранности книжному блоку к книгам приделывались застежки, а в ренессансных переплетах – завязки из шелковых лент или шнурков, чаще всего зеленого цвета.
В семнадцатом веке наиболее популярной стала кожа, окрашенная в красный цвет, декорировавшаяся барочными элементами. В следующем столетии декор переплетов стал более мелким и приобрел рокайльные формы. В этот же период начало активно применяться «кружевное» тиснение, созданное семьей французских переплетчиков Дером.
Для переплетов второй половины девятнадцатого столетия характерны элементы эклектики и некоторая перегруженность декором, когда в одном экземпляре могло сочетаться золотое тиснение с раскраской и цветной инкрустацией. Наиболее ценными предметами антиквариата считаются переплеты с обозначением имени мастера, ведь благодаря таким отметкам можно с точностью определить время и место создания переплета. Старинные книжные переплеты, особенно изготовленные под заказ, становились не только отображением стиля определенной эпохи, но и показателем личных предпочтений и вкуса заказчика.