Златоустовское искусство гравюры на оружейной стали

  • 2012-11-26



    В начале девятнадцатого века зародилось искусство златоустовской гравюры. Прежде всего, оно использовалось для украшения холодного оружия. Качественно изготовленный клинок, из обычного оружия превращавшийся в предмет искусства, высоко ценился еще во времена древних восточных цивилизаций. Старинные клинки украшали насечкой и резьбой, позволявшими наносить на сталь сложные декоративные узоры.

     

    В 1815 году в Златоусте была создана оружейная фабрика, которая должна была выполнять функцию главного производителя разных видов холодного оружия для российского флота и армии. В это время в других странах уже сложилась традиция наносить узоры на стальные клинки, поэтому правительство Златоустовской оружейной фабрики пригласило для выполнения такой работы мастеров-оружейников из Германии. Они занимались обучением уральцев своему мастерству, и уже спустя несколько лет появилась златоустовская школа украшенного оружия.

     

    Первое оружие на фабрике изготавливалось при помощи технологии, при помощи которых можно было воспроизводить лишь контуры рисунка. Русские ученики Бушуев, Шафов, Тележников, Стрижов и Бояршинов не только смогли освоить уроки иностранных мастеров, но и пойти дальше, начав вместо иглы использовать кисть, позволявшую наносить на металл изображение. После многоразового травления появлялась возможность передачи разных тонов, что создавало реалистичность изображения и придавало ему объем. Дополнительные контуры и штрихи, придававшие большую выразительность, наносились традиционной стальной иглой.

     

    Златоустовские художники создали восхитительный антиквариат, ведь они всегда с большим уважением относились к металлу и умели использовать при украшении клинков всю красоту металлической поверхности. Основателем школы украшенного оружия в Златоусте считался И. Н. Бушуев. После отъезда мастеров из Германии в 1823 году, он был назначен ведущим художником фабрики. Даже на сравнительно небольшой поверхности клинка ему удавалось разместить уникальные многофигурные композиции. На бушуевских клинках появлялись не только изображения военного характера – в 1824 году для украшения парадной сабли Бушуев использовал целую серию миниатюр, запечатлевших все этапы изготовления оружия.

     

    Особое влияние на гравюрное творчество златоустовских мастеров в девятнадцатом веке оказало появление русского реалистичного искусства. В орнаментах стали появляться реалистичные изображения трав, цветов и плодов. Особенно искусно в это время украшались клинки охотничьих кинжалов и ножей, а основной стала насечка серебром и золотом по «таушированному» синему фону, а также просечная техника под названием «ажурные клинки». В эпоху модерна украшения клинков потеряли свою легкость и воздушность. Художники все чаще стали декорировать оружие во «французском», «русском» и «турецком» стиле. В это время ассортимент фабрики значительно расширился: параллельно с оружием здесь изготавливались столовые приборы, топоры, ножи для бумаги и даже спичечницы.

     

    Златоустовское холодное оружие всегда поражало красотой своих искусно выполненных орнаментов и отличалось уникальностью и самобытностью, достойными восхищения, что позволило ему занять свое место в собраниях известнейших российских музеев и частных коллекциях.