Старинная лампада – один из древнейших предметов культа
-
2012-11-15
Уже много веков одними из важнейших церковных предметов религиозного назначения являются разного рода светильники. Эти предметы культа появились еще в раннюю эпоху христианства, когда еще небольшие по своим размерам храмы и церквушки освещались тусклым светом лампад. Одним из старейших способов освещения было использование большого количества кадил, развешивавшихся на протянутые через церковь цепи или подвешивавшихся к специальным кругам. На протяжении всей церковной истории чаще всего использовалась лампада, представлявшая собой небольшой масляный светильник, зажигавшийся на престоле и перед иконами, как в католических, так и в православных храмах. Лампада считалась образом вечного Света и воспринималась как символ духовного союза человека с церковью и со всей Вселенной.
В религии разделение света и тьмы было одним из важнейших актов творения, поэтому тема света прошла через все Священное Писание, а специально изготавливавшиеся светильники превратились в необходимую принадлежность скинии, а позже также храма Иерусалимского. Прежде всего, такие предметы старины были главным символом присутствия Божия. Лампадный свет, как и свет свечей, символизировал радостное, светлое и теплое моление к Богу.
Свечи и лампады, наполненные елеем, использовались в храмах еще во времена глубокой древности. По приданию, одним из первых повелений, данных Господом Моисею, было создание из чистого золота светильника с семью лампадами. Древние вавилоняне, как и римляне, следовавшие языческим традициям, также зажигали лампы перед своими богами. Археологические находки, обнаруженные в усыпальницах и катакомбах, свидетельствовали об использовании специальных каменных столбиков, служивших постаментами для лампад. Иногда в качестве постаментов для свечей служили канделябры или треножники.
Старинные лампады со времени принятия в Римской империи христианства, часто были богато украшенными художественными произведениями. Одним из лучших примеров такого типа светильников считается уникальная подвесная лампа, хранящаяся во владении потомков герцога Тосканского. Древние лампады нередко повторяли формы церковной символики – они изготавливались в виде агнца, голубя, пальмы, короны или монограммы Христа. Начиная с шестого века, такие светильники достаточно часто изготавливались в форме четырехконечного креста. Изредка на них появлялись изображения, окруженного овцами «доброго пастыря» или двенадцати апостолов.
Антикварные лампады, сохранившиеся до нашего времени, изготавливались из разных материалов, в том числе из драгоценных и полудрагоценных металлов. Их богато инкрустировали разного рода камнями и орнаментами. На современном антикварном рынке такие старинные предметы культа являются большой редкостью, ведь они чаще всего бережно хранятся представителями церкви или передаются в качестве семейной реликвии по наследству.