Филумения с военной тематикой

  • 2012-11-13



    Начало Великой Отечественной войны стало временем перехода многих крупных и мелких предприятий с выпуска продукции гражданского характера на производство вооружения, военной техники, военного имущества и боеприпасов. В первые месяцы военных действий вражеские войска оккупировали свыше пятнадцати предприятий спичечной промышленности. Частично разрушенными или вовсе уничтоженными оказалось более семидесяти процентов представителей спичечных заводов и фабрик страны. Ответственность за обеспечение спичками военных легла на советские государственные спичечные фабрики, расположенные недалеко от линий фронта.

     

    В этот период все военнослужащие, не входившие в состав действующих войск, получали ежемесячно по три коробка спичек, а военнослужащие действующих подразделений – по десять коробков. Такие масштабные потребности в спичечной продукции должны были реализовывать восемь государственных фабрик, продолжавших свою работу в годы войны. Война требовала постоянного выпуска новых видов продукции, таких как спички подрывника, бутылки с зажигательной смесью, запалы для гранат, сигнальные спички. В первые дни военных действий старинные спички и спичечные коробки оказались абсолютно непригодными для использования в полевых условиях: традиционный коробок сильно оттопыривал карманы формы военных, коробки рассыпались в офицерских кителях и солдатских гимнастерках, а спички быстро отсыревали.

     

    Производители спичечной продукции должны были разработать новые технологические процессы создания более подходящих для войны спичек. Фабрики увеличивали производственные мощности, использовали обходные технологии и запускали в производство все имевшиеся запасы сырья и материалов. В это время вышло специальное распоряжение, согласно которого все спичечные фабрики производили этикетки с единой тематикой и текстом. Такие предметы антиквариата, сохранившиеся до нашего времени, были выдержаны в духе военного времени: спичечные этикетки воспитывали в них ненависть к врагам, предупреждали, призывали и учили, помогали молодым бойцам на линии фронта.

     

    Тексты на спичечных этикетках напоминали плакаты тех времен. «Сохраняй государственную и военную тайну!», «Будь бдителен!», «Враг будет разбит!», «Смерть немецким оккупантам!», «Убей врага!», «Победа будет за нами!», «Все силы на борьбу с фашистами!» - такие и другие подобные надписи украшали советские спичечные коробки.

     

    В 1942 году отечественные производители освоили выпуск нового вида продукции – «спичек-книжечек», полностью решивших проблему удобства использования и сохранности спичек. В том же году количество спичечных производств увеличилось за счет открытия новых фабрик. Свою работу также проводило сто семьдесят кустарных спичечных предприятий. Местные производители занимались обеспечением спичечной продукцией населения, ведь с началом войны поставки государственных спичек для граждан прекратились.

     

    Хотя за годы Отечественной войны было выпущено в три дара меньше спичек, нежели в предыдущие пять лет, их острой нехватки не наблюдалось, а фронт постоянно снабжался спичками. В это время удалось разработать свыше десяти новых типов спичечной продукции, многие из которых обогатили собрания филуменистов, занимающихся коллекционированием шедевров этикеточного спичечного искусства военного периода.